Уважаемые коллеги, наш Интернет-мастер-класс завершается... Пришло время выполнить итоговую работу и провести рефлексию:
1. Разместите картинку (изображение) в нашей картинной галерее, которая ассоциируется у вас со словом "одаренный ребенок" и обоснуйте свой выбор.
2. Что узнали интересного на мастер-классе: разместите свои
мнения в комментариях данному блогу.
|
По мнению большинства психологов необходимо: 1. Создавать безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. 2. Поддерживать способность ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы....". В этом случае, как бы не старался ребенок, результат его всегда будет недостаточно хорош.) 3. Быть терпимее к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка. Стараться отвечать на все вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими. 4. Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток шефства может затруднить творчество. Желания и цели детей принадлежат им самим, и советы родителей могут восприниматься как вторжение в личную жизнь ребенка. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем желании разделить с ребенком его радость живого творческого воображения. 5. Помогать ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей -чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим. 6. Помогать справиться с разочарованиями и сомнениями, когда он остается один в процессе творческого поиска: пусть он находит для себя награду в самом себе и не обращает внимание на мнение сверстников. Дать возможность детям ознакомиться с автобиографиями известных творческих личностей, дать понять ребенку, что он не одинок в своей борьбе. 7. Объяснить ребенку, что не на все его вопросы есть однозначные ответы. 8. Помогать ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. 9. Помогать ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную (подсознательную) идею.&nb
...
Читать дальше »
|
Бесспорно, родители, талантливые педагоги оказывают влияние на развитие одаренности у детей. Но,по мнению В.Н.Дружинина (известного психолога), для формирования одаренности необходимы следующие условия:
1)отсутствие образца регламентированного поведения;
2)наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми способностями);
3)создание условий для подражания творческому поведению;
4)социальное подкрепление творческого поведения.
Кто в первую очередь оказывает влияние на развитие одаренности ребенка?
|
Во второй группе факторов характер деятельности раскрывается в зависимости от вида одаренности, но в любом случае – это творческая деятельность.
Здесь нужно помнить, что творчество для маленького ребенка, когда он привносит свое, что-то сверх заданного (Можете ли Вы привести пример творческих проявлений у ребенка и как их поощрять?).
Предложите свои варианты.
|
Сегодня признается зависимость одаренности от наследственности и социальной среды, но каково их соотношение? Говоря о первой группе факторов, необходимо уточнить, что человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками - анатомо-физиологическими особенностями организма, главным образом центральной нервной системы, являющимися предпосылками развития способностей человека. Задатки развиваются в способности, когда ребенок активен, причем развитие специальных способностей базируется на развитии общих способностей (будете ли Вы согласны с этим положением, например, развивая у ребенка способности в определенном виде спорта?).
|
Все факторы развития одаренности у детей (слово «фактор» происходит от лат. делающий) можно объединить в три группы: - первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;
- вторая группа – это зависимость развития одаренности от характера деятельности;
- в третью группу входят все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).
Что определяет развитие одаренности у детей?
|
От чего или от кого, по Вашему мнению, зависит проявление и развитие одаренности у ребенка в первую очередь? Предложитев комментариях к этому блогу свои варианты или задайте вопрос
|
Зарубежная статистика: интеллектуально одарены 2% детей, с
повышенными умственными способностями -15-16%, то есть в общем 18 детей из ста.
Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не означает, что
одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
Для того, чтобы выявить одаренного ребенка, нужно:
- определить, что такое одаренность, по каким признакам в
каком возрасте можно отнести к одаренным;
- в соответствии с пониманием одаренности разработать
диагностические методики, позволяющие идентифицировать одаренных;
- правильно организовать обследование детей (можно
проиллюстрировать данное положение примером 3).
Пример 3. Семилетний мальчик, рыдающий перед комнатой, в
которой происходило обследование, объяснил свой страх следующим образом: «Я
очень боюсь неправильно ответить, ведь тогда меня не возьмут в хорошую гимназию
для умных детей и отправят в плохую школу для дураков». Подумайте и ответьте, как выявляют одаренных детей?
|
Казалось бы, если у ребенка есть одаренность, то ее легко
увидеть. На самом деле по форме проявления одаренность может быть явной,
проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть
одаренность есть, но остается незамеченной окружающими (Есть ли у ребенка со
скрытой одаренностью проблемы, в чем они выражаются, их последствия. При
обдумывании можно воспользоваться примером 1).
Пример 1. Владик рано начал читать научно-популярные
книги, причем определился его особенный интерес к астрономии. Трудности в
общении начались уже в детском саду. Дети стали звать его профессором и
смеяться над ним, обнаруживая, что он ведет себя и разговаривает не так, как
другие. Пошел в школу со страхом – боялся мальчишек. Больше всего опасался быть
другим, чем остальные дети. Говорил родителям, что не хочет быть выскочкой,
таких не любят ребята. Никогда в классе не поднимает руки. Отвечает только
тогда, когда его спрашивают, и только на непосредственно ему заданный вопрос.
(Кстати, эта его особенность тоже идет из садика – так всегда требовала
воспитательница, больше всего ценившая во всем порядок и не любившая
«выскочек»). Хотя Владик много и с огромным интересом занимается астрономией,
но когда речь зашла на уроке о происхождении звезд, ничем себя не выдал, а ведь
знал значительно больше других ребят. На вопрос, почему он молчал, ответил в
своем духе: «Но ведь меня об этом никто не спрашивал» (имелось в виду, что
никто не обратился лично к нему).
Но особенно важно при работе с детьми учитывать, что по
степени сформированности одаренность может быть актуальной, уже имеющейся
(явной или скрытой), и потенциальной, когда имеются лишь определенные
возможности (потенциал) (правомерно ли их тоже относить к одаренным детям?
Можно обратиться к примеру 2).
Пример 2. Сережа, восьмиклассник, в школе считался
безнадежным: несколько двоек, категорически не хочет учиться. Школа английская,
порядки строгие, могут и исключить. Родители в отчаянии обратились к психологу.
Вначале психолог использовал разного рода тесты для того, чтобы успокоить
родителей мальчика и его самого, что с ним все в порядке. Затем психолог стал
интересоваться, что любит Сергей. «Ничего», - заявили родители. Никаких
кружков, секций, ничего. Психолог был настойчив. После расспросов выяснилось
следующее. Оказалось, мальчик больше всего любит рыбалку и животных. Ловит рыбу
не только летом, но и зимой. Обожает собак. Знает многие породы. Однажды
совершил личный подвиг: в американском журнале увидел статью о неизвестной ему
породе собак – сам, с превеликим трудом, со словарем перевел статью. Это
случилось первый раз в жизни, хотя учится в английской школе. И другой случай.
Дома есть собака, и когда потре
...
Читать дальше »
|
Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей,
отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде
деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с
оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам
деятельности:
- интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность,
исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и
т.д.;
- творческую – легкость генерирования идей, способность
предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления
и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не
интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на
взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
- академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным
учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто
в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и
учителей, правильно ли это?);
- художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную,
литературную, актерскую;
- социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид
одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления
контактов и высоким качеством межличностных отношений;
- психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся
способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно
контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и
когнитивными способностями).
Где и в чем проявляется одаренность детей (виды одаренности)?
| |