Казалось бы, если у ребенка есть одаренность, то ее легко
увидеть. На самом деле по форме проявления одаренность может быть явной,
проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть
одаренность есть, но остается незамеченной окружающими (Есть ли у ребенка со
скрытой одаренностью проблемы, в чем они выражаются, их последствия. При
обдумывании можно воспользоваться примером 1).
Пример 1. Владик рано начал читать научно-популярные
книги, причем определился его особенный интерес к астрономии. Трудности в
общении начались уже в детском саду. Дети стали звать его профессором и
смеяться над ним, обнаруживая, что он ведет себя и разговаривает не так, как
другие. Пошел в школу со страхом – боялся мальчишек. Больше всего опасался быть
другим, чем остальные дети. Говорил родителям, что не хочет быть выскочкой,
таких не любят ребята. Никогда в классе не поднимает руки. Отвечает только
тогда, когда его спрашивают, и только на непосредственно ему заданный вопрос.
(Кстати, эта его особенность тоже идет из садика – так всегда требовала
воспитательница, больше всего ценившая во всем порядок и не любившая
«выскочек»). Хотя Владик много и с огромным интересом занимается астрономией,
но когда речь зашла на уроке о происхождении звезд, ничем себя не выдал, а ведь
знал значительно больше других ребят. На вопрос, почему он молчал, ответил в
своем духе: «Но ведь меня об этом никто не спрашивал» (имелось в виду, что
никто не обратился лично к нему).
Но особенно важно при работе с детьми учитывать, что по
степени сформированности одаренность может быть актуальной, уже имеющейся
(явной или скрытой), и потенциальной, когда имеются лишь определенные
возможности (потенциал) (правомерно ли их тоже относить к одаренным детям?
Можно обратиться к примеру 2).
Пример 2. Сережа, восьмиклассник, в школе считался
безнадежным: несколько двоек, категорически не хочет учиться. Школа английская,
порядки строгие, могут и исключить. Родители в отчаянии обратились к психологу.
Вначале психолог использовал разного рода тесты для того, чтобы успокоить
родителей мальчика и его самого, что с ним все в порядке. Затем психолог стал
интересоваться, что любит Сергей. «Ничего», - заявили родители. Никаких
кружков, секций, ничего. Психолог был настойчив. После расспросов выяснилось
следующее. Оказалось, мальчик больше всего любит рыбалку и животных. Ловит рыбу
не только летом, но и зимой. Обожает собак. Знает многие породы. Однажды
совершил личный подвиг: в американском журнале увидел статью о неизвестной ему
породе собак – сам, с превеликим трудом, со словарем перевел статью. Это
случилось первый раз в жизни, хотя учится в английской школе. И другой случай.
Дома есть собака, и когда потребовалось вести ее к ветеринару, Сережа очень
охотно все сделал: отвел пса к врачу, сходил в аптеку, даже научился сам делать
уколы. Узнав обо всем этом, психолог поговорил, прежде всего, с учителем
биологии, который отнесся к ситуации с интересом. Был составлен своего рода
заговор. На одном из уроков биологии Сергею предложили подготовить доклад о
домашних собаках. Мальчик был удивлен таким предложением, но согласился. Доклад
оказался необыкновенно интересным. Сережу стали «одалживать» для докладов о
собаках в другие классы. Потом ему поручили доклад о рыбах, и снова был полный
успех. Сергей теперь просил у учителя биологии новые книги, атласы. Постепенно
проявилась поразительная память Сергея на все, что касалось живой природы.
Оказалось, что мальчик запоминает основные характеристики растений и что ему не
надо лезть в определитель, чтобы узнать ту или иную бабочку. Выдающаяся память
проявлялась сначала только в том, что касалось природы. Любой другой школьный
материал Сергей заучивал с трудом. Но положение в школе заметно менялось. Он
теперь уроки учил хотя бы потому, что учителя уже по-другому относились к нему.
Через какое-то время Сергей заинтересовался генетикой, решив для себя, что
выберет именно эту специальность. На каких детей обратить внимание (форма проявления и степень сформированности одаренности у детей)?
|