Поздравляю Вас! Вы осилили сложный путь! Почти у вершины!
ЗАГРУЖАЙТЕ скан последнего слайда Вашей презентации на страницу "Восхождение на Эверест"
Поделитесь своими достижениями в комментариях, рассказав о проделанной работе. Опишите остановки, совершенные Вами на пути к вершине важной горы.
|
Общие принципы создания слайдов и основные ошибки в презентациях
Обратимся к общим принципам создания слайдов в дидактической презентации.
1. Каждый слайд должен содержать один информационный блок.
Демонстрируемый слайд находится перед глазами слушателей определённое (ограниченное) время и воспринимается как единый зрительный образ, остающийся в памяти. Поэтому нецелесообразно размещать на компьютерном слайде одновременно несколько информационных блоков, если они не сопоставляются между собой. Это требование касается как текстового материала, так и зрительного. Нарушение данного правила приводит к тому, что внимание учащихся рассеивается: пока учитель объясняет первый блок, ученики непроизвольно начинают читать следующий, так как “картинка” сильнее держит внимание, чем информация, воспринимаемая на слух.
2. Фразы на слайде должны быть оптимально краткими и пониматься однозначно.
Текст, который читается с большого расстояния, требует большей концентрации внимания. Текстовый слайд поэтому должен строиться по так называемому “принципу шести”: на слайде — не более шести строк, количество слов в одной строке не превышает пяти-шести. В этом случае учащиеся успевают слушать объяснение учителя, параллельно прочитывать слайд и не испытывают при этом перегибов в распределении перцепционного внимания (слухового/зрительного). Если текста на слайде много, то ученики либо всецело переключаются с объяснения учителя на наглядность и урывками воспринимают слуховую информацию, либо бросают читать слайд на полдороге — просто потому, что это физически трудно. В результате и в том, и в другом случае слайд, переполненный текстовой информацией, рассеивает внимание учеников и эффективного восприятия учебного материала не происходит. Чем меньше слов на слайде, тем быстрее он воспринимается и запоминается.
3. Дизайн слайда должен соответствовать требованию качественного представлениядидактического материала (текстового, изобразительного, схематического), который демонстрируется с большого расстояния.
Очень часто текст, представленный на слайде, является нечитабельным вследствие дизайнерских ошибок, допущенных автором презентации (выбран слишком мелкий шрифт; не соблюдено необходимое расстояние между строками; цвет букв и цвет фона недостаточно контрастны и др.). Фотографии, портреты, иллюстрации, представленные в маленьком формате или в некачественном изображении, теряют свою силу. Слишком тонкие/толстые или слишком яркие стрелки перетягивают внимание от содержания схемы на её форму. Текстовые
...
Читать дальше »
|
Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Широкое распространение получило использование презентаций.
Презентация – одно из эффективных средств организации обучения, мощное педагогическое средство, которое выходит за рамки традиционной урочной системы.
Но прежде чем мы перейдем к созданию презентаций, давайте спросим себя: а зачем? Зачем к данному конкретному уроку нам нужна презентация? Презентация, как учебный материал, должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение задач урока, а не на развлечение детей.
Учителю при разработке урока и презентации к нему важно задавать себе вопрос: “Что даёт использование компьютерной презентации на данном конкретном уроке? Что она привносит такого, чего нельзя добиться другими средствами?” И если внятных ответов на эти вопросы нет, то презентация на этом уроке не нужна.
Итак, зачем нам может понадобиться презентация на уроке?
Визуализация
Необходимость в дополнительной наглядности – самая веская причина задуматься о презентации. Визуализировать посредством компьютерной презентации можно не только то, что трудно или невозможно описать словами, но и то, что просто удобнее, аккуратнее и нагляднее нарисовать на компьютере.
Даже в тех случаях, когда презентацию можно заменить раздаточным материалом. Выбор часто имеет смысл сделать в пользу презентаций. И дело не в том, что раздаточный материал, дороже или неудобнее. Достоинство презентации состоит, прежде всего, в том, что при использовании этого инструмента именно учитель всегда остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников.
«Опорный конспект»
Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. Наличие такого каркаса в сочетании с ясно поставленной целью и предъявленным планом облегчат жизнь не только учителю, но и ученикам.
На будущее
Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Более того: мы облегчаем жизнь не только себе, но и коллегам! Презентации, сделанные с помощью распространенных программных средств, - замечательный пример открытых сред. Но при использ
...
Читать дальше »
|
В качестве интерактивных используются следующие методы преподавания:
Система занятий в рамках каждого метода преподавания включает в себя стадии усвоения и закрепления материала: вызов, осмысление, рефлексия. Концепция изменений предполагает насыщение уроков материалами, демонстрирующими современные средства подачи темы урока и содержащими проблематику, актуальную на сегодняшнее время, в сочетании с интерактивными формами обучения.
Условиями успеха усвоения материала учащимися на уроках являются выбор адекватных форм освоения с использованием имитационных и ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов (докладов, презентаций, видеороликов и т.д.).
Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является взаимодействие.
Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Известны такие формы обучения как:
-
диалогическая,
-
парная,
-
полилогическая,
-
групповая,
-
игровая
В практике используются следующие варианты метода интерактивного обучения:
Исследовательская работа в группах
В данном случае акцент делается на самостоятельную деятельность.
Учащиеся работают в группах до шести человек или индивидуально.
Они выбирают подтему общей темы, которую нужно изучать всей группой. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учащихся.
Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместными усилиями составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке. Чаще всего такой вариант работы используется в проектной технологии.
Одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей — вот основные принципы работы в группах.
Кластер применяется для стимуляции познавательной деятельности учащихся, развития их памяти и пространственного мышления
Учитель записывает в центре доски тему (ключевое слово), далее просит учащихся сделать то же в тетрадях, а затем подумать и записать вокруг данного слова (словосочетания) все, что приходит им на ум в связи с предложенной темой.
Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всей группой и фиксируют их на до
...
Читать дальше »
|
Тренинг ассоциируется не со скучными лекциями, а с активными формами обучения: ролевыми играми, ситуационными задачами, бизнес-симуляциями, групповыми обсуждениями. Иными словами, формами обучения, требующими активного взаимодействия участников между собой и с тренером. В западной и российской литературе, посвященной технологиям проектирования и проведения тренингов, такой подход называется интерактивным.
Интерактивный подход в обучении часто понимается начинающими тренерами просто как использование так называемых активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (групповые дискуссии, игры и т. д.). Такое формальное понимание приводит к выхолащиванию самой сути интерактивного подхода, а также существенному снижению эффективности тренингов в целом и использования активных методов обучения в частности.
Основа концепции интерактивного подхода в обучении – акцент на потребности обучающихся: тренинг становится решением их задач. Он ориентирован на участника, а не на тренера. Это значит, что тренер сосредоточен на том, чему хочет научиться участник, какие навыки желает развить, а не на том, чему он сам хочет научить. Такой подход требует от тренера постоянного внимания к участникам, их ситуации и потребностям, постоянной рефлексии, направленной на то, чтобы увидеть происходящее глазами участников.
Важно отметить вторую принципиально важную, сущностную характеристику интерактивного подхода в обучении: вовлечение участника тренинга как партнера в процесс поиска решения его задач. Участник не может быть пассивным иждивенцем, которому тренер должен все предоставить. Интерактивный тренинг организован так, что участник ставит свои задачи и решает их с помощью ресурсов, предоставляемых тренером.
Малкольм Ноулз, один из известных американских экспертов по андрагогике, подчеркивает, что при интерактивном обучении тренеру важно создать ситуацию, когда ответственность лежит прежде всего на обучающихся и тренер не учит, а помогает им учиться самим.
Задачи и содержание установочного блока тренинга
Задачи, решаемые тренером в рамках установочного блока:
1. Организация самоопределения участников по отношению к тренингу, ориентация участников: в группе, содержании и принципах тренинга.
2. Мотивация к активному участию в тренинге, развитию собственной профессиональной деятельности.
3. Включение участников в тренинг, формирование у них определенного эмоционального состояния (заинтересованность, любопытство и интрига, энергия и взаимопонимание, включение, выход в действие).
4. Запуск процесса формирования эффективной группы.
5. Согласование с участниками целей, задач, содержания и регламента тренинга.
6. Закладывание норм и принципов интерактивного обучения, ролей тренера и участников
| |