Общие принципы создания слайдов и основные ошибки в презентациях
Обратимся к общим принципам создания слайдов в дидактической презентации.
1. Каждый слайд должен содержать один информационный блок.
Демонстрируемый слайд находится перед глазами слушателей определённое (ограниченное) время и воспринимается как единый зрительный образ, остающийся в памяти. Поэтому нецелесообразно размещать на компьютерном слайде одновременно несколько информационных блоков, если они не сопоставляются между собой. Это требование касается как текстового материала, так и зрительного. Нарушение данного правила приводит к тому, что внимание учащихся рассеивается: пока учитель объясняет первый блок, ученики непроизвольно начинают читать следующий, так как “картинка” сильнее держит внимание, чем информация, воспринимаемая на слух.
2. Фразы на слайде должны быть оптимально краткими и пониматься однозначно.
Текст, который читается с большого расстояния, требует большей концентрации внимания. Текстовый слайд поэтому должен строиться по так называемому “принципу шести”: на слайде — не более шести строк, количество слов в одной строке не превышает пяти-шести. В этом случае учащиеся успевают слушать объяснение учителя, параллельно прочитывать слайд и не испытывают при этом перегибов в распределении перцепционного внимания (слухового/зрительного). Если текста на слайде много, то ученики либо всецело переключаются с объяснения учителя на наглядность и урывками воспринимают слуховую информацию, либо бросают читать слайд на полдороге — просто потому, что это физически трудно. В результате и в том, и в другом случае слайд, переполненный текстовой информацией, рассеивает внимание учеников и эффективного восприятия учебного материала не происходит. Чем меньше слов на слайде, тем быстрее он воспринимается и запоминается.
3. Дизайн слайда должен соответствовать требованию качественного представлениядидактического материала (текстового, изобразительного, схематического), который демонстрируется с большого расстояния.
Очень часто текст, представленный на слайде, является нечитабельным вследствие дизайнерских ошибок, допущенных автором презентации (выбран слишком мелкий шрифт; не соблюдено необходимое расстояние между строками; цвет букв и цвет фона недостаточно контрастны и др.). Фотографии, портреты, иллюстрации, представленные в маленьком формате или в некачественном изображении, теряют свою силу. Слишком тонкие/толстые или слишком яркие стрелки перетягивают внимание от содержания схемы на её форму. Текстовые слайды должны хорошо читаться с самой дальней точки аудитории. Все формальные характеристики представления дидактического материала (цвет, размер, количество элементов на слайде, композиционное решение всего пособия в целом) должны способствовать наиболее быстрому и устойчивому восприятию и запоминанию содержания, иначе КП перестаёт выполнять своё первоначальное предназначение.
4. Все слайды, составляющие одну презентацию или тематический цикл презентаций, в оформлении должны подчиняться принципу единообразия.
Данное требование касается выбора фона, размера и вида шрифта, цветового решения текстовых и графических элементов для ряда слайдов, скреплённых одной темой. Иногда учитель в стремлении привлечь внимание учащихся к учебному материалу делает слайды излишне пёстрыми или выбирает разные цвета для сменяющих друг друга слайдов. При разработке концепции всей дидактической презентации нужно помнить, что явная композиционная и цветовая разнородность отдельных слайдов (в случае, если она не отражает логику учебного материала) влечёт большую затрату времени на восприятие и приводит к неустойчивости формируемых зрительных образов, вредит качественному усвоению учебного материала.
Что такое «плохо» применительно к презентациям? Есть ли вообще объективные критерии, дающие основание назвать тот или иной слайд или даже всю презентацию плохими? Ну, или скажем помягче – не слишком удачными. Такие критерии есть.
Ошибка №1: слайдоменты
Это противное слово «слайдомент», видимо, придумал Гарри Рейнольдс. Слайдомент рождается из желания (или потребности) «скрестить ужа с ежом» - слайд с документом.
Слайдомент– это «бумажный» документ, предназначенный для восприятия в печатной версии, но перенесенный на слайд, проецируемый на экран. На таких слайдах банально трудно что-либо рассмотреть.
А в некоторых случаях создатели презентации идут еще дальше и делают слайды в вертикальной ориентации! А между тем слайды предназначаются для показа на экране монитора или на настенном экране, которые имеют горизонтальный формат.
Ошибка №2: бессмысленные «украшательства»
Каждый раз, когда у вас возникает желание использовать тот или иной элемент оформления, сначала уверенно, внятно и убедительно ответьте себе на вопрос: зачем? Если же вы замешкаетесь с ответом, то можете быть уверенны – от такого «украшательства» лучше отказаться.
Помните: на дворе XXI век, и текстом, «свернутым в трубочку», уже никого не удивишь. Подобные «эффекты» обычно выдают начинающего пользователя, который лишь недавно добрался до компьютера и никак не может с ним наиграться.
Ошибка №2.1: бессмысленный фон
При изготовлении презентации к уроку часто возникает соблазн использовать какой-нибудь фон «по теме» - вроде тетрадного листа в линейку или клетку, географические карты и других подобных «содержательных» украшательств.
Однако в 99% случаев такой фон только мешает восприятию информации.
Ошибка №2.2: бессмысленная анимация
Если размещать на слайде бессмысленные статические рисунки – это все равно, что переложить пряностей, то бессмысленная анимация – одна из грубейших ошибок при создании презентаций. Кто-то из вас может сказать: а что в этом такого? Но какими милыми ни были эти анимации, любая из них «съедает» часть внимания зрителей – того самого внимания, которого вам наверняка хотелось бы сосредоточить на учебном материале.
Ошибка №3: отсутствие единообразия и жесткого макета
С этой ошибкой, хотя она и является очень типичной, все не так просто. Вообще говоря, слайды презентации вовсе не обязаны быть похожими друг на друга как близнецы. Но все-таки лучше избегать пестроты и реализовать в презентации единое оформление. И если слайды делаются структурно единообразными, то макет – расположение на слайде основных элементов – должен быть жестким. Если, например, на одном слайде заголовок «чуть выше и левее», а на другом «чуть ниже и правее», то при переключении между такими слайдами заголовок как структурный элемент неприятно «прыгает».
Ошибка №4: информационная избыточность слайдов
Помните: презентация – это не телесуфлер! Поэтому не надо стремиться разместить на слайде весь текст, который вы хотите озвучить учащимся по данному вопросу. Работая с классом, вы, возможно, скажете в десять раз больше по сравнению с текстом презентации. А слайды – это прежде всего опора и наглядная иллюстрация к вашим словам.
Ошибка №5: необязательные слайды
Необязательные, «пустые» по смыслу слайды – еще одна разновидность «телесуфлера».
Можно рассуждать примерно так: у учеников есть некий ресурс внимания. Мы можем распределить этот ресурс на требуемый объем информации – на требуемое количество утверждений, фактов, слайдов. И если мы добавляем в презентацию еще какой-то слайд, то он неизбежно «отщипывает» часть внимания от всех других.
Ошибка №6: не текстом единым…
Информация, подкреплённая визуальным образом, вспоминается и узнаётся гораздо лучше. Эффект получается наилучшим, если на иллюстрациях представлены крупные изображения конкретных, общеизвестных и узнаваемых вещей – не просто иллюстраций, а неких смысловых образов.
Ошибка №6.1: списки, списки, списки…
Списки хорошо работают в бумажном документе, но не нужно злоупотреблять ими в презентациях. Иногда списки действительно являются наилучшим решением, например, при перечислении характеристик чего-либо или этапов процесса. Но когда несколько слайдов со списками идут один за другим, слушатели быстро устают, и все списки для них начинают сливаться в один.
Ошибка №7: боязнь пустого пространства
Пустое пространство само по себе является важным элементов дизайна. Одна из серьезнейших ошибок, которую часто допускают при создании презентаций, - стремление заполнить все пространство информацией – текстовыми блоками и иллюстрациями.
Между тем пустое пространство не только несет в себе изящество и чистоту, но и служит прекрасным инструментом для расстановки акцентов. Пространство усиливает информационные элементы. И чем его больше, тем больше проявляется этот эффект усиления.