О проведении мониторинга психологической готовности к экзаменам участников образовательного процесса
Анализ результатов мониторинга оценки деятельности МДБОУ родителями воспитанников
О профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Знаю, значит, готов к испытанию!
Использование ИКТ в работе психологов и социальных педагогов
Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения
Методические рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
Психолого-педагогические условия реализации ФГОС общего образования
Одно из направлений деятельности психолога проведение экспертизы образовательного процесса. Психологический анализ урока помогает педагогу увидеть свою деятельность со стороны. Это позволяет повысить эффективность урока и усвоение учебного материала обучающимися.
На заседании постоянно действующего совещания с министерствами и ведомствами социальной сферы 8 августа 2011 года принято решение «не допускать сокращения ставок психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях области».
В настоящее время в 1002 школах и 118 филиалах области работают 765 педагогов - психологов и 960 социальных педагогов, в 48 учреждениях интернатного типа и дополнительного образования - 60 педагогов – психологов, 50 социальных педагогов.
Диагностика школьной тревожности и адаптации учащихся
Социально-психологическая адаптация выражается:
1. Социально-психологической компетентностью ребенка. Ребенок не просто информирован, а использует информацию для принятия решения.
2. Наличие творческих способностей (6-7 лет наиболее творческие способности), общее отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразований и открытий.
3. Инициативность (самостоятельность и независимость)
- умение принимать решение и быть активным в процессе обучения;
- умение задавать вопросы – если этого нет, ребенок автоматически становится дезадаптивным.
4. Коммуникативность – социальные навыки общения в новой социальной ситуации развития.
5. Позитивный образ «Я» - представление о себе хорошем – дети должны быть уверены, что они хорошие.
6. Произвольность – умение владеть своими непосредственными желаниями. Далее
Реабилитационная работа с учащимися группы «риска» ежегодно остается одной из важных задач школьного психолога.
Первое, с чего необходимо начинать работу с учащимися, выявление особенностей условий проживания, обучения, актуальных проблем.
Следующий этап - диагностика:
1. Если есть проблемы с учебой – диагностика познавательной сферы;
2. Диагностика личностных особенностей (необходимо отмечать не только слабые, но и сильные стороны, на которые можно опереться).
Обычно с подростками используются методики ПДО (Личко), опросник Шмишека (Леонгарда), Мини-мульт (сокращенный вариант ММРI), 16 PF Кеттелла, методики определения типа личности с помощью наблюдения, опросник Баса-Дарки для определения уровня агрессивности, Томаса для определения типа поведения в конфликтах.
Возможно использование проективных методик: Люшер, ЦТО, несуществующее животное, ДДЧ, незаконченные предложения, Пиктограммы, Дембо-Рубинштейн (методика определения самооценки) и другие.
Для более младших детей используются методики: «Детский мир», интервью «Волшебный мир», Лесенка (методика определения самооценки) и другие.
3. Изучаются особенности детско-родительских отношений: Рене Жиля, рисунок семьи, если есть возможность – тестирование родителей: PARI, ДРО, АСВ и т.п. 4. Изучаются отношения со сверстниками и взрослыми: Розенцвейг, ТАТ, Рене Жиля. Далее