Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей,
отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде
деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с
оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам
деятельности:
интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность,
исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и
т.д.;
творческую – легкость генерирования идей, способность
предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления
и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не
интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на
взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным
учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто
в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и
учителей, правильно ли это?);
социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид
одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления
контактов и высоким качеством межличностных отношений;
психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся
способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно
контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и
когнитивными способностями).
Где и в чем проявляется одаренность детей (виды одаренности)?
Я согласна с коллегами в том ,что одаренность проявляется в различных сферах и зависит от видов деятельности. Нужно только вовремя заметить этот талант и раскрыть его в ребёнке.
Прежде чем размышлять натему, какая именно одаренность есть у ребенка, следует начать с того, чтобы выяснить, а одарен ли в действительности ребенок. Здесь не место для рассуждений на тему, все ли дети одарены от природы или не все. Очевидно во всяком случае, что не у всех детей их природные задатки развиты до уровня одаренности. Следует иметь в виду, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной , любимой ребенком деятельности.
Октябрина. Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более избирательной нежели интеллектуальная. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Выделяется два вида одаренности: специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности; общая, которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.Дети, прежде всего, значительно различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность – это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска.
Развитие одарённых детей средствами учебного предмета требует объединения усилий учителей и психологов. Необходимы диагностические исследования с целью изучения познавательных интересов, склонностей, потребностей учеников. Одарённость может проявиться в творчестве, как создании модели, предмета, конструкции, в изобретательности, в какой-то соревновательной среде. Проявить свои выдающиеся способности, продемонстрировать высокие достижения можно в спорте, хореографии, танцах, изобразительном искусстве и занятиях музыкой.
К основным видам одаренности относятся: практическая,теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно –волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно- волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.
Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности: - интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.; - творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности); - академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и учителей, правильно ли это?); - художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую; - социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений; - психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливыми и одаренными детьми являются те дети, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
академической (высокие показатели в школьном обучении);