Зарубежная статистика: интеллектуально одарены 2% детей, с
повышенными умственными способностями -15-16%, то есть в общем 18 детей из ста.
Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не означает, что
одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
Для того, чтобы выявить одаренного ребенка, нужно:
определить, что такое одаренность, по каким признакам в
каком возрасте можно отнести к одаренным;
в соответствии с пониманием одаренности разработать
диагностические методики, позволяющие идентифицировать одаренных;
правильно организовать обследование детей (можно
проиллюстрировать данное положение примером 3).
Пример 3. Семилетний мальчик, рыдающий перед комнатой, в
которой происходило обследование, объяснил свой страх следующим образом: «Я
очень боюсь неправильно ответить, ведь тогда меня не возьмут в хорошую гимназию
для умных детей и отправят в плохую школу для дураков».
Подумайте и ответьте, как выявляют одаренных детей?
Я согласна с мнением коллег,ведь не зря слово одаренность имеет корень "дар",который дан ребенку в той или другой степени больше чем другим,естественно он проявится в любой среде.
Дети прежде всегозначительно различаются по уровню одаренности. Термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным по своим способностям детям. Несколько упрощая, можно выделить два основных типа по уровню одаренности: особая , исключительная одаренность - это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такое яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость.
Гораздо меньше проблем с одаренными детьми , условно нами называемых -«высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется более нормальный, обычный характер. Это те дети, которым повезло с самого начала- нормальные роды, хорошая семья. Внимания, любви матери было столько, сколько надо ребенку, то- есть очень много. Ребенок, как правило, не ходил в детский сад, или же пошел туда достаточно поздно и не надолго и т.д. Это гораздо более благополучные дети, чем дети особо одаренные. Именно по этим детям становится очевидным, что нет пропасти между одаренными и обычными детьми, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.
Эти группы детей даже по внешнему виду резко отличается друг от друга. Если особо одаренные дети часто и меньше ростом и физически слабее своих сверстников, то дети из группы великолепной нормы -и здоровее, и выше и даже красивее своих сверстников. Кстати, на это обратили внимание и психологи, работающие с детьми знаменитого Калифорнийского эксперимента, самого длительного в истории работы с одаренными детьми.
Точно определить наличие одаренности у ребенка можно только под руководством специалиста, но существуют общие характеристики, благодаря которым родители могут предположить, что у них одаренный ребенок.
Ребенок мало спит.
Очень быстро учится читать.
Произносит первое слово в возрасте 6 месяцев.
Произносит первое предложение в возрасте 12 месяцев.
В возрасте 18-24 месяцев может поддержать диалог, пользуясь очень богатым для его возраста словарным запасом.
В 2,5 года учит алфавит и считает до десяти.
Решает простые задачи на сложение и вычитание к 3 годам.
Начиная с 3-летнего возраста, спрашивает о значении незнакомых слов.
С раннего возраста задает вопросы «почему?».
Демонстрирует фантазию.
Очень восприимчив к окружающему миру.
Его волнуют вопросы справедливости и нравственности.
Ребенок энергичен и уверен в себе.
Очень наблюдателен, готов к нестандартным ситуациям.
Критично относится к себе и к окружающим.
Очень внимателен, умеет полностью сосредоточиваться.
Предпочитает общество детей постарше.
У него низкая самооценка и склонность к депрессиям.
На уроках ему скучно, поскольку стандартная учебная программа слишком примитивна для него. Учителям трудно подобрать для него мотивацию.
Погружен в себя, рассеян.
Мышление скорее продуктивное, чем репродуктивное: он генерирует идеи.
Чувствует себя странным, считает, что его не понимают
Все дети "одарены " каждый в своей степени. И от того что они отвечают. даже при любой диагностике, это заслуга взрослого. При высокой самооценке любой ребёнок хочет быть лучше других и поэтому он проявит свои неординарные способности в любом случае, не смотря ни на что.
Процитирую слова Стеченко А.А., с которыми я согласна. "Существует много методов наблюдения и определения одаренности детей. Можно провести психолого-педагогические мониторинги, предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, проектные задания с креативным решением проблемы. Учителю и родителям важно вовремя заметить творческую активность ребёнка. Но все же, я считаю, что одаренных детей должны выявлятьпрофессионально подготовленные специалисты!" Сюда можно отнести и занятия в специализированных школах - школах искусства, изо студих и т.п.
[size=9]На мой взгляд, к ребенку нужно присмотреться с раннего возраста, но так как к нам в школу они попадают в возрасте 6-7 лет, нужно держать тесную связь с родителями, они своих детей знают лучше, а значит и возможность выявить одаренного ребенка вероятность выше.И, конечно, самим наблюдать за ребятами. Есть некоторые правила по выявлению одаренности:
Очень наблюдателен, готов к нестандартным ситуациям.
Критично относится к себе и к окружающим.
Очень внимателен, умеет полностью сосредоточиваться.
Предпочитает общество детей постарше.
У него низкая самооценка и склонность к депрессиям.
На уроках ему скучно, поскольку стандартная учебная программа слишком примитивна для него. Учителям трудно подобрать для него мотивацию.
Выявление одарённых детей - это всегда сложный длительный процесс. Oдаренность можно определить только в единстве пунктов: 1. определить, что такое одаренность, по каким признакам в каком возрасте можно отнести к одаренным; 2. в соответствии с пониманием одаренности разработать диагностические методики, позволяющие идентифицировать одаренных; 3. правильно организовать обследование детей.
Считаю, что для выявления одаренности очень важна благопрятная психологическая обстановка в коллективе для дальнейшего развития личности ребенка и разрешение конфиликтных ситуаций. Включение в эту работу, в первую очередь учителя, обладающего качествами самосовершенствования, эмпатийности, компетентности, человеческой привлекательности и состоятельности.
Согласна с коллегами,очень много методов наблюдений для определения одаренности детей. Одаренность надо развивать: кружки, творческие олимпиады и конкурсы по различным дисциплинам. И конечно же желание учителя ПОМОЧЬ этим детям.
Процесс выявления одаренных детей длительный За основу берутся следующие принципы выявления одаренных детей:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;
подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.