По мнению большинства психологов необходимо: 1. Создавать безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. 2. Поддерживать способность ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы....". В этом случае, как бы не старался ребенок, результат его всегда будет недостаточно хорош.) 3. Быть терпимее к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка. Стараться отвечать на все вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими. 4. Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток шефства может затруднить творчество. Желания и цели детей принадлежат им самим, и советы родителей могут восприниматься как вторжение в личную жизнь ребенка. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем желании разделить с ребенком его радость живого творческого воображения. 5. Помогать ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей -чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим. 6. Помогать справиться с разочарованиями и сомнениями, когда он остается один в процессе творческого поиска: пусть он находит для себя награду в самом себе и не обращает внимание на мнение сверстников. Дать возможность детям ознакомиться с автобиографиями известных творческих личностей, дать понять ребенку, что он не одинок в своей борьбе. 7. Объяснить ребенку, что не на все его вопросы есть однозначные ответы. 8. Помогать ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. 9. Помогать ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную (подсознательную) идею. 10.Помогать ребенку стать разумным авантюристом, порой полагаться в творческом поиске на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это позволит совершить истинное открытие. 11.Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критики первых опытов - как бы они ни были неудачны. 12.Поддерживать необходимую для творчества атмосферу. 13.Помогать ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальное трение, справляться с негативной реакцией сверстников. 14.Найти своему ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста важно иметь друга того же возраста и пола. Согласно исследованиям, подавляющее большинство одаренных детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую (в 70% случаев), вместе с детьми и родителями живет кто-либо из родственников. А вот в зарубежных исследованиях установлена зависимость интеллектуальной одаренности от количества детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Согласны ли Вы с данным положением, чем это можно объяснить? Структура семьи в большинстве случаев связана с системой между родственниками и эмоциональным климатом семьи. Одаренному ребенку нужны ласка, принятие, любовь и уважение. При анализе семейных отношений выделяют: - гармоничность – негармоничность отношений между родителями, между родителями и детьми;
- творческая – нетворческая личность родителя как образец для подражания и субъект идентификации:
- общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
- ожидания родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.
Ученые единодушны в том, что стиль детско-родительских отношений, базирующийся на жестком контроле, силовом давлении не дает возможности для развития одаренности личности. Различают императивный и инструктивный стили детско-родительских отношений. Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость. (Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предложенную Д. Льюисом на основе изучения семей одаренных детей, мы приводим в Приложении.) На развитие одаренности ребенка влияет и отношение родителей к детской одаренности. Существуют такие типы отношений, как: - отрицательное;
- игнорирующее;
- положительное;
- гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Как можно объяснить возникновение каждого типа отношения родителей к детской одаренности? Какие последствия как результат данного типа отношения можно ожидать? |