Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 20.12.2024, 10:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Школьная служба медиации [0]
обмен опытом и обсуждение актуальных проблем по вопросам деятельности школьных служб медиации
Магические коды, или Добро пожаловать на QR-квест [4]
Использование Skype в дистанционном обучении [5]
Создание образовательных квестов в learnis.ru и AXMA Story Maker [5]
Школа веб 2.0 [3]
Образовательный квест посредством BYOD-технологии [7]
Мобильные приложения на уроках [6]
Образовательный веб-квест [6]
Microsoft технологии, вперед! [11]
Создание интерактивной игры с использованием технологического приёма «Универсальный тренажёр» [6]
Создание объектов дополненной реальности с помощью мобильного приложения HP Reveal [9]
QR коды на уроках и не только [2]
Образовательный плейкаст [3]
Интернет-сервисы для создания видеопрезентаций [11]
Создание персонального сайта на основе платформы Google [6]
Виртуальный планетарий Stellarium [5]
Сервис Вольфрам Альфа в преподавании математики и информатики [13]
Создание учебного мультфильма [6]
Современные гаджеты современного педагога (Санкт-Петербург) [10]
Покорите Эверест [10]
Создание цифровой истории с помощью сервиса PowToon [4]
Создание интерактивного банка "Олимпиадное движение" на основе платформы Google [4]
Создание интерактивных ресурсов с помощью сервиса genial.ly [6]
Создание лендингов с помощью сервиса WIX [6]
Создание интерактивных упражнений средствами сетевых сервисов [10]
Создание тестов в сервисе Н5Р [6]
Поддержка обучения с помощью интерактивных модулей. Геймификация в e-learning [8]
«Сторителлинг» в обучении при помощи сервисов web 2.0 [4]
Технологические приемы создания Электронных тетрадей с использованием инструментария Google Drive» [6]
Создание интерактивного плаката с помощью сервиса Н5Р [4]
Создание викторин в quizizz [5]
Проект как одна из форм оценки метапредметных результатов [6]
Создание игровых материалов с использованием Конструктора интерактивных заданий LearningApps [4]
Визуальная социальная сеть Pinterest – кладовая идей [7]
Создание интерактивного видеоролика [5]
Создание мультимедийных продуктов с помощью сервиса Storyjumper [9]
Создание интерактивного коллажа [5]
Разработка онлайн-урока на основе Google-сайта [8]
Создание летающих презентаций в Prezi [5]
Облачные технологии для обеспечения хранения и обработки данных, организация взаимодействия [7]
Современные образовательные IT-практики [5]
Электронная тетрадь в работе педагога [6]
Сервисы для создания цифровых историй [5]
Место кроссворда в системе обучения [6]
Современные гаджеты современного педагога [10]
Учебный скринкаст в дистанционном обучении [4]
Создание учебного мультимедийного контента [4]
Новые информационные технологии в образовании [9]
Использование блогов в профессиональной деятельности педагога [4]
Онлайн сервисы визуализации в образовательном процессе [10]
Виртуальное портфолио педагога [7]
Формирование ключевых компетенций дошкольников в ходе реализации проектной деятельности [6]
Разработка интерактивных заданий для обучающихся [9]
Возьмемся за руки, друзья [5]
Формула успеха [6]
Информационная безопасность образовательного учреждения [10]
Внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ [5]
Введение в информационные образовательные технологии XXI века [2]
Информационная и медийная грамотность педагога в рамках реализации ФГОС [6]
Web-квест как современная педагогическая технология в рамках реализации ФГОС [2]
Возможности классного руководителя в организации совместной работы по проекту в сети Интернет [9]
Электронное портфолио как инструмент проектирования компетентности педагога [6]
Безопасность в сети [3]
Современный урок в условиях введения и реализации ФГОС общего образования [1]
Web-квест как современная педагогическая технология в рамках реализации ФГОС [4]
Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС [8]
Сетевые социальные сервисы как форма профессионального развития [7]
ИКТ как средство реализации ФГОС [10]
Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ в 2015 году [5]
Эффективные образовательные технологии в практике групповой и индивидуальной работы [5]
ИКТ-компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС ОО [6]
Использование интерактивных технологий для повышения эффективности образовательного процесса [4]
Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности [7]
«Экзамены - без проблем» [8]
Личный сайт учителя [17]
Организация сетевого взаимодействия обучающихся с использованием социальных сервисов [3]
«Учить дистанционно? Легко!» [8]
ЭОРы как основополагающий компонент формирования информационной образовательной среды ОУ [8]
Создание on-line тестов в образовательном Интернет-сервисе Master Test [3]
Использование сетевых сервисов для организации сетевого взаимодействия участников ОП [14]
Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру» [8]
Интернет как инструмент эффективного образования [8]
Традиции и инновации в методической работе [11]
Интернет-мастер-класс «Одаренные дети» [12]
Социальные сервисы. WEB 2.0 [6]
Площадка для рефлексивных разговоров мастер-класса
Мультимедийная презентация как разновидность ЭОР [4]
Путь лидера: как помочь ребенку стать креативным [8]
Электронные образовательные ресурсы нового поколения в учебной деятельности [3]
Создание плейкаста - открытки нашего времени [2]
Варианты использования мультимедийных презентаций в образовании [5]
Социальные сервисы. WEB 2.0 [3]
Интерактивная экспедиция по Галактике [3]
Впечатления об участии предновогодне-учебном мастер-классе «Школьная страна: снаряжаем экспедицию»



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    «  Октябрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0

    Дневник

    Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Дивергентные задачи и упражнения
    Дивергентные задачи и упражнения
    11:33
    Предлагаем вашему вниманию задачи и упражнения из статьи доктора педагогических наук, доктора психологических наук Александра Савенкова "Развитие исследовательских умений у школьников", которые очень помогли в работе с детьми по данному направлению.

    Задание «Рассказ на заданную тему». 
    Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например, «Зима». Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой: снег, лед, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ребенок, назвавший тему, записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.

    Примеры дивергентных задач, построенных на способности к ассоциированию.

    Задание «Подбери слова» (прилагательные и существительные), соответствующие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.).
    Примеры ответов.
    Тепло — лето, солнце, яркий, ласковый, живой.
    Холод — айсберг, утро, расставание, полярный.
    Немного изменим задание, и оно усложнится: «Назови характерные черты животных, предметов, явлений».
    Тигр — полосатый, большой, хищный, отважный.
    Дом — ...
    Солнце — ...

    Задание «Расскажите другими словами». 
    Всем известно, что мысль, которую мы хорошо понимаем, без труда можно пересказать другими словами или даже перевести на иностранный язык, на язык цифр, нот, каких-то иных знаков. Эта способность выступает как индикатор понимания того или иного материала. Приведем в качестве примера задание.

    Возьмем несколько несложных фраз и попробуем выразить содержащиеся в них мысли другими словами, не искажая смысла.
    Сережа сегодня хорошо работал на занятиях.
    Мы скоро пойдем гулять в парк.
    Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.

    Задание "Сочини рассказ по схеме".
    Особенно интересны в плане развития умений обрабатывать полученные в собственных исследованиях материалы задания, где сочетается несочетаемое, например — алгоритм и творчество. 

    Воспользуемся заданием «Сочини рассказ по схеме». Предлагается сочинить рассказ, используя заданную последовательность. Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: «факт (что произошло) — причины — повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия». О чем бы ни шла речь, автор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты в этой последовательности.
    Категория: Путь лидера: как помочь ребенку стать креативным | Просмотров: 4134 | Добавил: rrr0901 | Рейтинг: 4.7/3 |
    Всего комментариев: 38 1 2 3 4 »
    38 Стася  
    Перед отечественной системой образования стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ученик вырос не только здоровым, образованным и воспитанным, но и обязательно – инициативным, думающим, способным на креативный подход в любом деле. Поэтому дивергентные задачи и упражнения развивают способность с творческим мышлением в решении правильных ответов.

    37 материал  
    Большое место в преподавании русского языка занимают творческие работы, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся.

    Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
    Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (Напиши сказку наоборот, допиши рассказ, сказку, по заданному началу или с заданной концовкой.)
    «Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении.
    Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине).
    Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения–повествования.
    Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
    Сочинение–продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
    Сочинения–ассоциации по мотивам когда–то написанного диктанта или изложения.
    Сочинения–стилизации, подражание гению («По следам древних мифов», «Мы сочиняем басни», «Поучения учащимся»).
    Сочинение «Проба пера».
    «Рекламное бюро».

    Ученики стали внимательнее относиться к слову, появилась чёткая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно–выразительных средств языка.

    36 кайна  
    Математика имеетбольшие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного,
    алгоритмического и т.д. мышления, но и творческого. Огромное количество математических
    задач, накопленных и проверенных в ходе многовековой педагогической практики,
    исправно служили и служат средством развития всех видов мышления, включая
    творческое. Математическая задача – это первая искорка, начало познавательного,
    поискового, эвристического, творческого процесса. Она пробуждает мысль,
    будоражит мышление и развивает креативность мышления.Обычно в школе рассматриваются конвергентные задачи, т.е. имеющиевполне определенное условие, строгий алгоритм решения и единственно верный ответ,
    которые рассчитаны на развитие главным образом конвергентного мышления. Однакожизнь, как известно, ставит перед человеком дивергентные задачи, т.е. имеющие много вариантов правильных
    ответов и соответственно различные варианты решений
    Среди типов дивергентных задач можно перечислить:
    1.    Дивергентныезадачи, связанные с движением.2.    Комбинаторныезадачи.3.    Задачи,связанные с разнообразием измерения величин.4.    Задачина построение и конструирование геометрических фигур.5.    Задачина состав и представление чисел.6.    Задачина оптимизацию.7.    Задачина магические квадраты.8.    Задачина общность признаков.9.    Задачина версии причин событий.10.  Задачи на составлениепо заданному решению или уравнению.11.  Задачи снедостающими данными.12.  Задачи,связанные с разнообразием использования материалов.13.  Задачи напреодоление инерции мышления.Вот один из примеров таких заданий:
    Задача 1.2. Соблюдая какойпорядок, могут идти по улице всадник со своим малолетним сыном?Сперва выясняем, что речь идет о передвижении по улице в определенном порядкемужчины, ребенка и коня. Затем, моделируя ситуацию с помощью детей фишками,
    игрушками или в виде условного рисунка, помогаем детям придти к заключению:
    Впереди может идти мужчина, а за ним ребенок, а потом конь или наоборот, конь
    впереди ребенка. Предлагаем детям записать эти способы передвижения так: (м, р,
    к) и (м, к, р). После этого можно задать вопрос – может ли первым в шествии
    быть ребенок? Ответ утвердительный и далее дети найдут еще два способа
    передвижения по улице: (р, м, к) и (р, к, м). После этого дети обычно без труда
    находят еще два способа передвижения по улице, соблюдая иной порядок: (к, м, р)
    и (к, р, м). после этого появляется ощущение, что задача полностью решена.
    Однако это не так, что подтверждает вопрос – мог ли мужчина при передвижении
    брать на руки ребенка или сесть на коня? Напрашивается утвердительный ответ. В
    результате дальнейших поисков могут быть найдены еще шесть способов порядка
    передвижения по улице, которые в краткой форме можно обозначить так: (мр, к),
    (к, мр), (мк, р), (р, мк), (рк, м), (м, рк), где (мр, к) обозначает, что
    мужчина держит на руках ребенка, а конь идет за ними; (м, рк) обозначает, что
    мужчина идет впереди, а за ним ребенок на коне и т.д. На вопрос – могут ли они
    передвигаться оба сидя на коне или мужчина сидя на коне с ребенком на руках?
    Ответ, как правило, утвердительный. Таким образом, находим еще два способа
    передвижения, отличных от ранее найденных. Итак, находим, по крайней мере, 14
    способов передвижения. Думаем, что не будет ошибкой, если, дивергируя задачу
    дальше, найдем еще несколько ответов дополнительно к имеющимся.

    35 svetaS  
    очень часто на занятиях с дошкольниками использую задания "Преврати фигуру в картинку", "Дорисуй линии так, чтобы что-то получилось" и подобные. Пришла к выводу: если заданию предшествует вступительная часть в виде увлекательной истории - активность детей намного выше.

    34 Olga_Solodilova  
    Дивергентные задачи и упражнения, направляют школьников не только на поиск множества ответов на один вопрос, но и развивают в нем личностные качества, смелость, активность, развивают способность к нестандартному решению. Т.е. все что правильно, может оказаться не верным если посмотреть на вопрос или задачу под другим углом. Так же подобные задания могут помочь при знакомстве учителя с учениками, чтобы он мог выделить учащихся с творческим мышлением.

    33 Александра  
    Задания универсальные - их можноадаптировать для проведения уроков по разным дисциплинам. Помимо развития
    креативных способностей, такие задания способствуют высокому уровню усвоения учебного
    материала. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос
    может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Этот вид
    мышления тесно связан с воображением. В ходе выполнения задач дивергентного
    типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость
    мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества
    и способности, необходимые в творческой деятельности.

    32 boss  
    В ходе выполнения задач дивергентного типа удетей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость
    (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к
    проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности
    .   Вид заданий наразвитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или
    сказок, используя заданный набор слов, например: (
    Светофор, мальчик, санки)
       Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисункии придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.(ПЕРСОНАЖИНА КАРТИНКЕ)
      Следующий типзаданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что
    похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он
    сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

    31 poverinaia  
    На уроках информатики  в 5-7 и физики в 7-8 классах при актуализации опорных знаний или закреплении нового материала часто применяю составление ассоциограмм с вычерчиванием на доске и в тетрадях ( берется ключевое слово-"солнышко"и к нему привязываются слова-ассоциации - "лучики"). Ученик, называя слово-лучик, комментирует ход своих мыслей. Знатные и порой неожиданные получаются ассоциации у детей! Такие замысловатые повороты мыслей прослеживаются. Помогают дополнительные вопросы. Здесь и логика, и творчество, и просто понимание и запоминание материала.

    30 kir63  
    «Сочини рассказ по схеме»
    "На занятии необходимо во что-либо превратить трапецию. Задание выполнено, но результат слабый. Чашка и
    тазик -самые распространенные  варианты. Причина - нежелание думать
    самому. Поводом послужило желание подсмотреть у соседа и не затруднять
    себя поиском идеи. Вмешался педагог и предложил попробовать представить
    себя в  стране, где всё только трапециевидной формы, подумать об
    удобствах и неудобствах, возникающих для человека в повседневной жизни.
    Последствия: результат превращения трапеции кардинально улучшился и
    перерос в выдвижение новых идей и способов использования предметов".   
    Что касается использования на занятиях творческих заданий, особенно
    нравится ТРИЗ, упражнения на воображение и фантазию, синквейн.
    "Задание.Творческое, интересное. Думаю, решаю, получается. Хороший
    стимул для дальнейшего изучения. Искусство"

    29 Luna  
    Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенныминтересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного
    типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой
    степенью неопределенности не подавляют, а, напротив, стимулируют активность
    ребенка. Решение проблем такого рода требует поиска разных подходов, допускает
    и частично предполагает их сопоставление. Не выводимость ответов из самого
    условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто
    мобилизации и ассоциирования прошлого опыта. Для этого часто необходима
    интуиция, озарение и другие специфические характеристики продуктивного мышления.


    [size=10][/size]

    1-10 11-20 21-30 31-37
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]