Предлагаем вашему вниманию задачи и упражнения из статьи доктора педагогических наук, доктора психологических наук Александра Савенкова "Развитие исследовательских умений у школьников", которые очень помогли в работе с детьми по данному направлению.
Задание «Рассказ на заданную тему».
Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например, «Зима». Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой: снег, лед, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ребенок, назвавший тему, записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.
Примеры дивергентных задач, построенных на способности к ассоциированию.
Задание «Подбери слова» (прилагательные и существительные), соответствующие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.).
Примеры ответов.
Тепло — лето, солнце, яркий, ласковый, живой.
Холод — айсберг, утро, расставание, полярный.
Немного изменим задание, и оно усложнится: «Назови характерные черты животных, предметов, явлений».
Тигр — полосатый, большой, хищный, отважный.
Дом — ...
Солнце — ...
Задание «Расскажите другими словами».
Всем известно, что мысль, которую мы хорошо понимаем, без труда можно пересказать другими словами или даже перевести на иностранный язык, на язык цифр, нот, каких-то иных знаков. Эта способность выступает как индикатор понимания того или иного материала. Приведем в качестве примера задание.
Возьмем несколько несложных фраз и попробуем выразить содержащиеся в них мысли другими словами, не искажая смысла.
Сережа сегодня хорошо работал на занятиях.
Мы скоро пойдем гулять в парк.
Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.
Задание "Сочини рассказ по схеме".
Особенно интересны в плане развития умений обрабатывать полученные в собственных исследованиях материалы задания, где сочетается несочетаемое, например — алгоритм и творчество.
Воспользуемся заданием «Сочини рассказ по схеме». Предлагается сочинить рассказ, используя заданную последовательность. Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: «факт (что произошло) — причины — повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия». О чем бы ни шла речь, автор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты в этой последовательности.