Учитель сегодня часто оказывается в центре жарких обсуждений общества.
Способствует тому и активное внимание СМИ к последним скандальным событиям, связанным с различными конфликтами в российских школах, а кроме того, внимание приковано к школьным учителям именно в сезон весна-лето. Играют роль и важные даты: ученики сдают ЕГЭ, звенит последний звонок, впереди – новые стандарты, да и 9 класс уже там и тут апробирует систему новой оценки знаний. Но все-таки, именно сегодня общество задается конкретным и довольно интересным вопросом: проблемы в школе связаны с тем, что не хватает финансирования, или все-таки с тем, что само понятие учитель, а точнее его прежнее содержание навсегда изменилось?
Посмотрим на ситуацию со стороны экспертов. Если прислушиваться к словам ученых мужей, то можно сделать интересный вывод: проблему многие видят в системе подготовки педагогических кадров. Дескать, сама профессия учитель уже давно перестала быть популярной, и в педвузы сегодня идут только те, кто не поступил больше ни в какие образовательные учреждения. То есть, кузница кадров для школы стала своеобразным «отстойником», сосредоточившим в себе не потенциал будущей педагогики, а определенное количество зерен и плевел, последних – по мнению многих – несравнимо больше в общей массе. Что можно возразить по этому поводу? Определенной статистики по этому вопросу нет, но есть данные, что из 10 молодых педагогов в школу в лучшем случае попадают трое, остальные – предпочитают реализоваться на ином поприще.
Непрестижность профессии, однако, складывается из определенных факторов. Главный из которых, все-таки недостаточный уровень оплаты труда. Пафосные разговоры о том, что учитель – это не профессия, а призвание, хороши только для пламенных речей на общих собраниях. Мыслями о великом деле сыт не будешь. Помимо вопроса с оплатой труда, есть еще и масса вопросов о должностных обязанностях современного педагога. Если взять среднестатистического учителя в обычной средней школе, то список его дел будет выглядеть примерно так:
- Проведение уроков по расписанию.
- Классное руководство и обеспечение участия класса в общих мероприятиях.
- Контроль за графиками питания учеников.
- Заполнение социального паспорта класса, работа с портфолио учеников, работа с индивидуальными проектами, внеклассная работа, составление отчетов.
- Сдача и корректировка учебных планов, работа с журналами, проверка домашних заданий и контрольных работ, подготовка и пробное тестирование перед ЕГЭ.
И это еще четвертая часть обязанностей, которые сегодня должен выполнять учитель. При такой нагрузке есть еще и громадная социальная ответственность педагога: учитель отвечает за свой класс, и за последний звонок, например, и за все, что случилось или могло случиться во время праздников. Учителя несут ответственность даже за то, что происходит за территорией школы, хотя формального объяснения их причастности нет, есть требование: воспитать ребенка. При таком подходе к оценке обязанностей педагога, становится понятно, что любить свою работу и выполнять ее добросовестно может только тот, кто навсегда выбрал учительский труд, как призвание.
Однако набирает силу иное мнение: как профессия учительство не нужно, достаточно брать людей из разных областей науки, проводить с ними обучение по общей методике преподавания и пускать их работать в школе. Так получается, преподавать любой предмет, хоть в младшей параллели, хоть за 9 класс, может каждый химик, биолог, журналист, ученый. Система педагогики такой метод к подбору кадров не одобряет. Вот и получается, что современное общество в какой-то степени готово признать, что учителя от Бога не нужны, достаточно ремесленников, способных справиться с задачей преподнесения материала. То есть воспитательную ответственность можно и убрать.
Только будет ли толк от того, что призвание учитель, станет не столь уважаемым и почитаемым? Если есть врач от Бога, способный вылечить пациента в случаях, когда почти не осталось надежды, может быть, стоит всегда искать и учителя от Бога – который сумеет найти подход и пронести свет знаний сквозь толщу невежества и равнодушия?