ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
«Духовные традиции русского народа в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Автор- составитель: Печенкина Нина Евгеньевна
Мичуринск – наукоград РФ 2011г.
Выбор темы: Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и научиться уважать свое прошлое, свои истоки и была создана методическая разработка по теме: «Духовные традиции русского народа в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Данная методическая разработка способствует развитию познавательных интересов детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Актуальность выбранной темы: Дети - будущее нашей страны, каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Детский сад – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви, уважению к ближнему. Кто как не детский сад должен заботиться о нравственном становлении личности. Культура русского народа обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность ребенка, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. На формирующем этапе педагогической деятельности я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями Обращение к этой теме в настоящее время особенно актуально, так как общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность данной методической разработки по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. -2- Цель данной методической разработки: -формирование у детей ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовных традициях русского народа; -организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения с целью повышения воспитательного потенциала семьи. Задачи: • Создание условий для восприятия целостной картины мира. • Формирование первоначальных представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. • Знакомство с историей православия, со знаменательными событиями в истории русской культуры. • Возрождение православных и народных традиции. • Помощь родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей. • Знакомство с достояниями предков, которое поможет детям вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа, умеющими любить и ценить духовное богатство и мудрость народа. • Повышение познавательной активности детей, активизация словаря. • Воспитание достойного человека и будущего гражданина России. Основные принципы построения методической разработки: • принцип нравственных приоритетов; • принцип следования традиционному православно-народному календарю; • принцип равных возможностей; • интегративности. Принцип нравственных приоритетов даёт духовно-нравственную направленность педагогической деятельности. Календарный принцип предполагает преподавание учебного материала в соответствии с этапами православного, культурного и трудового народного календаря и выбран по нескольким причинам. Во-первых, православный народный календарь содержит в себе всю полноту народных духовных и нравственных традиций, тесно связанных с православными праздниками. Во-вторых, этот принцип даёт возможность разбить учебный материал на темы, в конце которых проводилось итоговое мероприятие – народный праздник, а усвоение учебного материала происходило в процессе подготовки детей к празднику, который показывал степень усвоения материала и интереса детей. -3- Принцип равных возможностей позволил детям из с разным интеллектуальным уровнем развития одинаково активно участвовать в образовательном процессе. Принцип интегративности позволяет объединять разные виды деятельности на одном мероприятии. Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, где представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы, включающее в себя нерегламентированную деятельность (мероприятия, проводимые в свободной деятельности) и работу с родителями. Темы методической разработки: 1.Фольклор. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, храбрости, верности, трудолюбии. Произведения русского фольклора носят в себе богатейший материал познавательного и нравственного развития детей. 2.Народные праздники и традиции. Именно в них можно наблюдать характерные особенности времён года, погодные изменения, поведение животных, которые непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всём многообразии. 3.Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая увлекает детей национальным изобразительным искусством, заполняет душу гармонией. 4.Ознакомление с предметами русского быта, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности. Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из следующих разделов: пояснительной записки, программных требований для детей старшего дошкольного возраста, перспективно-тематического плана кружковой работы, конспектов занятий (из расчета 2 занятия в месяц), перспективно-тематического плана работы с детьми по нерегламентированной деятельности, диагностического материала, организации работы с родителями, куда входят перспективно-тематический план и подборка дополнительного материала. Построение работы педагога: IПодготовка педагога к работе по данной теме: 1.Пополнение знаний об истории и достопримечательностях города и края, посещение музеев: краеведческий, «Музей-усадьбу А.М. Герасимова», Галициных. 2. Создание (совместно с родителями) мини-музеев на базе детского сада по темам: «Русская изба», «Костюмы тамбовской губернии», «Предметы русского быта» и др. 3. Изучение краеведческой литературы, пополнение личной и групповой библиотек о городе и крае.
-4- 4. Подбор произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с Тамбовским краем и отражают быт, культуру, национальные традиции нашего края в доступной детям форме (Аксельрод Любовь Исааковна (литературный псевдоним Ортодокс) (1868-1946) - философ и литературовед. Акулинин Александр Михайлович (1938-2010) - писатель. Автор романов "Крепость на Цне", "Светла водица ...", повести "Поводырь", и др. произведений. Белахова Мария Андреевна (1903-1969) - педагог и писательница, автор книг, повестей, рассказов, диафильмов, критических статей, Была редактором журнала "Детская литература" Илешин Борис Иванович (1924-2007) - писатель, краевед.). 5. Пошив русских народных костюмов Тамбовской губернии для кукол и детей. 6. Сбор русских народных пословиц, поговорок, отражающих лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине. 7. Изготовление творческих развивающих игр «Разбитая картина» (собери вид Мичуринска из мозаики); «Пройди по городу», «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты-схемы ближайшего района). 8. Организация сюжетно-ролевых игр «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее Мичуринска), «Мы археологи», «Мы пришли в музей» для закрепления темы «Путешествие по городу». 9. Посещение городской детской библиотеки и школ города, обсуждение проблемы преемственности в работе детского сада и школы по данной теме. II Подгрупповые и индивидуальные занятия в свободной деятельности. III Кружковая работа (по подгруппам), досуги, развлечения. IY Привлечение родителей через консультации, беседы и их участие в оформлении группы и изготовлении костюмов Все занятия и свободная деятельность позволяют в полной мере воспитывать у дошкольников любовь к Родине, к родному краю и его истории; научить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов); приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие; развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру; культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
-5- Чтобы педагоги не испытывали трудности по приобщению дошкольников к русской народной культуре, советую придерживаться следующим рекомендациям: I Предметно – развивающая среда группы должна быть оснащена в полном объёме методическим материалом: • Программно – методическое обеспечение; • Конспекты тематических досугов, занятий, праздников; • Художественная литература; • Демонстрационный, иллюстрационный материал, отображающий географию, труд, быт, искусство России; • Слайды; • Видеофильмы; • Пособия по декоративно – прикладному искусству, куклы в русских народных костюмах; • Предметы русского быта; • Дидактические игры на закрепление знаний детей о жизни русского народа, подборка подвижных русских народных игр; II Требуются разносторонние и глубокие знания педагогов о родном крае, его истории и сегодняшнем дне, умения анализировать фактический материал и излагать его в доступной для детей форме. Педагоги должны постоянно заниматься самообразованием: • Знать цели, задачи и пути реализации материалов по патриотическому воспитанию; • Работать во взаимодействии со всем коллективом детского сада; • Знакомиться с новинками методической литературы; • На занятиях и в повседневной жизни широко использовать фольклор, пословицы, поговорки, загадки о Родине, дружбе, родной природе, сказки, авторские произведения; • Знакомиться с опытом других дошкольных образовательных учреждений. III Необходима совместная линия в деятельности детского сада и семьи.
• Недели открытых дверей для родителей с показом тематических занятий, досугов, мастер-классов; • Консультации родителей, беседы по вопросам патриотического воспитания;
-6- • Привлечение родителей к участию в конкурсах, досугах, праздниках, защите проектов, акциях; • Участие родителей в сборе иллюстрационного и наглядного материала, предметов быта. Результативность. В результате проведенной работы у детей сформировалось правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; умение комбинировать свои знания, детализация образов; сформировалось чувство национального достоинства; пополнились знания о видах народного искусства России; возросло желание детей изучать фольклор русского народа и применять полученные знания во время свободного досуга; дети научились сознательно и самостоятельно использовать знания о традициях в игровой деятельности. У родителей повысилась заинтересованность к возрождению культуры своего народа. Итогом работы по данной теме является улыбка на лицах детей и их веселый задор, когда они приходят на такие занятия. |