Этические основы использования ИКТ
Общепользовательская ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога обязывает знать и соблюдать этические нормы использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
Определимся с терминами и понятиями.
Этика определяется словарем как нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей. "Этика – система норм нравственного поведения человека. Порядочный человек не прочтет содержимое дискеты, забытой соседом на рабочем месте, не потому, что это грозит ему наказанием, а потому, что это безнравственный поступок. Он не скопирует программу в отсутствие ее хозяина не потому, что на него могут подать в суд, а потому, что этот поступок осудят его коллеги. Всякий раз, собираясь совершить сомнительный поступок в сфере профессиональной деятельности, человек должен задуматься, соответствует ли он этическим нормам, сложившимся в профессиональном сообществе" - мнение автора учебного пособия по информатике.
Информационная этика — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. (Википедия)
Компьютерная этика - область междисциплинарного исследования, рассматривающая технические, моральные, юридические, социальные, политические и философские вопросы.
Компьютерная этика занимается проблемами:
- связанными с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники;
- защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий;
- связанными с появлением компьютерных преступлений.
При работе с детьми преподаватель должен ориентироваться на "Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В законе даны определения понятий "информационная продукция для детей", "информационная безопасность детей", "знак информационной продукции" и прочее. Дана классификация информационной продукции по категориям в зависимости от возраста ребенка.
Видео-урок "Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" На этом занятии рассматривается Федеральный закон, посвященный защите детей от вредной информации и даются принципы организации защиты детей. Адрес курса на портале "Умное Подмосковье":http://smartmsk.andante.ru/courses/course/79
Дополнительные материалы.
Для чтения сайтов на иностранных языках пользуйтесь браузером Google Chrome.
- И.Л. Галинская. Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика.
- Программа ЮНЕСКО "Информация для всех". Коммуникация и информация.
- Российская программа "Информация для всех".
- Материалы Европейской региональной конференции, организованной Комиссией Франции по делам ЮНЕСКО, 2007 г.
- Рафаэль Капурро. Информационная этика. Основоположник данного направления, автор терминов и определений, например, такого как "ангелетика".
- Сайт международного центра по проблемам информационной этики (ICIE). Германия. Обратите внимание на список университетов, где готовят специалистов данного профиля.
- О.А., Кононов, О.В. Кононова. Социальные и этические аспекты обеспечения информационной безопасности. Авторы дают определение термина "информационная этика", рассматривают кодекс компьютерной этики, рекомендованный международной федерацией по информационным технологиям (IFIP). Страница сайта организации IFIP по направлению Образование.
Правовые основы использования ИКТ
Согласно определению ЮНЕСКО информационно грамотные люди обладают различными базовыми навыками, в том числе и готовностью быть информированным гражданином, а также участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе. Для этого необходимо знать мировое и российское законодательство, которое регламентирует использование информации и ИКТ в государственной, общественной, профессиональной и личной жизни граждан.
Незнание законов не освобождает от ответственности. Познакомимся с основными законами и законодательными актами Российской Федерации в области ИКТ.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
- Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации"
- Уголовный кодекс РФ, глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (КоАП РФ), глава 13.
- Гражданский кодекс РФ. Часть 4.
- Обзор основных законов РФ, регламентирующих использование информации и ИКТ в РФ
Основной проблемой современного информационного мира является проблема защиты авторского права в информационном пространстве.
Вопросы этического использования информации тесно взаимосвязаны с правовыми актами, и поэтому каждый пользователь должен обладать навыками правовой грамотности в сфере информационных технологий.
Продукты ИКТ относятся к интеллектуальной собственности и регламентируются соответствующими законами.
Неавторизованное использование информации - доступ к информации без явного разрешения владельца.
Авторизация - предоставление определённому лицу или группе лиц прав на выполнение определённых действий; а также процесс проверки (подтверждения) данных прав при попытке выполнения этих действий.
Интеллектуальная собственность
Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения; литературные и художественные произведения; символику, названия и изображения, используемые в коммерческих целях.
На сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (выберите русский язык для просмотра информации на русском языке) можно ознакомиться с видами интеллектуальной собственности, основополагающими документами, а также пройти бесплатные дистанционные курсы по данному направлению.
Видео ролик о том, что такое интеллектуальная собственность В данном ролике собраны все наиболее важные общие сведения об интеллектуальной собственности. Создано по заказу Высшей школы экономики. Сайт Отдела по вопросам интеллектуальной собственности Высшей школы экономики:http://www.hse.ru/IPdepartment.
Медиа ресурсы
- Интеллектуальная собственность в терминах, понятиях и определениях федерального законодательства: словарь-справочник / Под общей редакцией Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова, 2008 г.
- Интеллектуальная собственность. Википедия.
Авторское и смежные права
Согласно статье 1255 ГК РФ под авторским правом понимается совокупность прав автора — правообладателя, закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на осуществление и защиту личных неимущественных и имущественных авторских прав.
Всемирная организация интеллектуальной собственности определяет авторское право как юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои произведения. Википедия трактует английский термин копирайт (англ. copyright, от «копировать» и «право») только как права автора без учета смежных прав. В отличии от копирайта, при котором ограничивается свобода копирования произведений, копилефт использует законы об авторском праве для расширения прав и свобод людей.
Все произведения защищены авторским правом автоматически, но при желании авторское право можно зарегистрировать, что позволит урегулировать имущественные споры.
Регистрация авторского права
- Регистрация авторских прав и депонирование экземпляров произведений осуществляется Российским обществом по управлению авторскими правами Российским авторским обществом КОПИРУС совместно с Федеральным государственным учреждением культуры Российская книжная палата. О правилах регистрации можно прочитать на сайте Copyright.ru.
- Регистрации электронных ресурсов науки и образования в Национальном информационном фонде неопубликованных документов (ФГНУ "ЦИТиС"). Сайт Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование" предоставляет услуги по регистрации электронных ресурсов с выдачей свидетельства о регистрации.
- Опубликовать авторский видео урок и получить бесплатное свидетельство о публикации можно на сайте http://videouroki.net
- Педсовет.org предлагает получить сертификат на любой цифровой ресурс, размещенный на данной портале. Образец сертификата.
Видео урок от Натальи Степановой. Плагиат. Авторское право. Лицензирование. Что происходит в интернете с точки зрения соблюдения авторского права и как найти легально используемые материалы для своих видеопроектов? Видеокурс рассчитан на новичков: что такое Плагиат, Авторское право, Лицензирование, Creative Commons (СС лицензирование), Public domain (общественное достояние), Model release (договор с моделью), Property Release (договор с собственником), Royalty free (без гонорара), Fair use (свободное использование), коммерческое использование, лицензия на синхронизацию.
На сайте Всемирной организация интеллектуальной собственности можно бесплатно пройти обучение и получить сертификат по курсам:
- Вводный курс по интеллектуальной собственности] (DL-001)
- Общий курс по интеллектуальной собственности (DL-101). При регистрации выберите русский язык.
На этом же сайте можно поработать с интерактивным сетевым тьюториалом для более детальной проработки вопросов по авторскому и смежному правам.
Дополнительные медиа ресурсы
- Мастер-класс "Авторское право" на портале Вики Сибириада, автор Елена Белан.
- Курс дистанционного обучения «Авторское право для библиотекарей».
- Авторские права в Интернете. Лаборатория прикладной лингвистики и информационных образовательных технологий. г. Новосибирск.
- Учебный курс от Microsoft «Авторские права в цифровом пространстве».
Задания модуля 2
Задание 1
- Уважаемые слушатели! Вам предлагается ответить на вопросы теста №3
- После выполнения теста в таблице достижений в столбце Тест 3 оставьте отметку ВЫПОЛНЕНО.
Задание 2
- Создайте онлайн презентацию к внеклассному мероприятию по теме “Информационная этика”. (Презентацию можно создать офлайн на вашем компьютере, а затем загрузить на Диск Google или сразу создавать на Диске Google.) Настройте доступ: возможность просматривать - для всех
- Проведите самооценку своей работы, используя шаблон листа самооценки. Создайте копию шаблона и заполните. Чтобы создать копию шаблона нужно нажать на слово Файл (первый в меню документа), затем выбрать Создать копию. Созданный документ переименовать. В место “Копия Самооценка_презентация”, дать имя “Самооценка_ваши ФИО” например, “Самооценка_Ивановой Марии Петровны”. В настройках доступа установить доступ для чтения для всех, у кого есть ссылка.
- После выполнения задания в таблице достижений в столбцах Презентация и Самооценка вставьте соответствующие ссылки на созданные вами онлайн документы. Используйте генератор коротких ссылок.
Инструкции
Задание 3
- Уважаемые слушатели! Вам предлагается ответить на вопросы теста №4 Авторское и смежные права
- После выполнения теста в таблице достижений в столбце Тест 4 оставьте отметку ВЫПОЛНЕНО.
Источники
Авторский курс Ольги Михеевой "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога" |