Профессиональный стандарт педагога призван стать инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт должен стать объективным измерителем квалификации педагога, а сам педагог позиционируется как «ключевая фигура реформирования образования».
Начинается стандарт замечательными словами К.Д. Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Эти слова великого педагога проходят лейтмотивом через все параграфы стандарта. Стандартом определено главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, это умение учиться.
В разработке стандарта принимали участие известные педагоги России, в том числе и Евгений Ямбург Посмотрите его интервью о новом стандарте учителя.
Содержание профессионального стандарта педагога представлено пятью частями.
Часть первая: обучение.
Часть вторая: воспитательная работа.
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Одним из основных документов стандарта является Приложение № 1 «Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий». В данном приложении подробно описывается профессиональная ИКТ-компетентность.
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
- Общепользовательская ИКТ-компетентность.
- Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
- Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Познакомиться с проектом стандарта можно на сайте Министерства образования и науки РФ. В социальных сервисах прошло обсуждение проекта стандарта. Познакомиться с некоторыми дискуссиями можно на официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале.
Согласно приказу Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н стандарт должен вступить в силу с 1 января 2015 года. В сети есть два проекта поправок, которые изменяют дату начала действия стандарта: на 1 января 2016 или 1 января 2018.
Задания модуля 1
Задание 1.
Уважаемые слушатели! Вам предлагается ответить на вопросы теста на знание проекта профессионального стандарта педагога:ТЕСТ 1
После выполнения теста в таблице достижений в столбце Тест 1 оставьте отметку ВЫПОЛНЕНО.
Задание 2.
Вы познакомились со стандартом (проектом). Давайте обсудим, всё ли учтено в проекте стандарта (с точки зрения ИКТ)? Выполнимы ли на сегодняшний день требования стандарта для педагогического коллектива вашего учебного заведения? А есть ли в вашем образовательном учреждении программы индивидуального развития педагогов? Если есть, поделитесь, пожалуйста, как они выглядят. Как готовится ваш педагогический коллектив к введению профессионального стандарта? Какие шаги, на ваш взгляд, должны быть предприняты в этом направлении? С чего вообще должна начинаться эта работа? Комментарии оставляем к данному посту.
После того, как вы примите участие в обсуждении, в таблице достижений в столбце Обсуждение в форуме оставьте отметку ВЫПОЛНЕНО..
Задание 3. Медиа среда
Что такое медиа среда? Что в неё входит? Что такое новые медиа? Социальные медиа?
Посмотрите видео с интервью, репортажами, презентациями по данной теме.
Для выполнения заданий теста воспользуйтесь материалом электронного пособия "Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности" ТЕСТ 2
После выполнения теста в таблице достижений в столбце Тест 2 оставьте отметку ВЫПОЛНЕНО.
Источники
Авторский курс Ольги Михеевой"Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога" |