«Творческие способности не создаются, а высвобождаются» - писал известный психолог Кристофер Фергюсон.
Психологической наукой доказано положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности. Это не означает нивелировки людей по такому уникальному признаку как креативность, а лишь утверждает потенциальную возможность развития креативных способностей средствами обучения и воспитания.
Однако возникает вопрос: а во всех ли образовательных учреждениях есть условия для этого? Какие условия должны создавать педагоги на уроках и внеурочных занятиях для развития креативных способностей ребенка?
Предлагаем обменяться мнениями по этой проблеме.
P.S. Напоминаем, что размещаемые вами материалы должны соответствовать рамкам заданий, должны быть конкретными (по возможности избегайте общих и голословных фраз, отмечайте авторство материалов).
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности: 1. Обеспечение благоприятной атмосферы. 2. Поощрение высказывания новых идей 3. Использование личного примера.
Удовлетворять запрос ребёнка, «работать» на его интерес и успех считаю главным в образовательном процессе.
Для успешной деятельности по развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся необходимы следующие критерии: 1) желание учителя и ученика работать творчески; 2) самостоятельность; 3) поиск и перебор возможных вариантов движения к цели; 4) создание в процессе движения нового продукта.
Самое главное формирование креативности - это создание самим педагогом тех условий, в которых у ребенка могли бы проявиться креативные способности.
Благоприятный психологический климат. Ученику в школе должно быть комфортно;
Создание ситуации успеха. Ребенок должен почувствовать "вкус успеха";
Использование на уроках и во внеурочной деятельности активных методов обучения: диалог, дискуссия, защита проектов и прочее.
Максимальная (но не во вред здоровью) занятость ребенка. Посещение различных выставок художественного творчества, смотров технических поделок, концертов. Участие в олимпиадах, конференциях, смотрах. Занятость в кружках и секциях.
Считаю что для развития креативных способностей ребенку необходима определенная свобода и выбор в действиях, если ребенок зажат в строгие рамки и выполняет все только по инструкции - в редких случаях проявится креативность
Креативностьбазируется на совокупности природных задатков, резервов, склонностей и способностей, которые выступают предпосылками формирования творческого потенциала личности, проявления ее творческой активности и готовности к творческой деятельности.Целью развития креативности является создание предпосылокдля самореализации школьников в творческом учебном процессе, а в последствии в самостоятельной деятельности. Сущность данного процесса заключается в пробуждении природных сил школьника от любознательности к самореализации, что проявляется в развитии его творческого потенциала и творческой активности. Креативность выступает основой, стартовой площадкой для становления творческого потенциала школьника.
Согласна с мнением многих , оставивших свои комментарии, что развитие креативности зависти от многих и многих факторов. Нельзя исключать из этого списка и воспитание в семье. Хочется привести слова известного человека. Адресованы эти слова родителям, но и для нас имеют немалое значение.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой,а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам,и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка.Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью,не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым,взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Условия для развитиякреативных (творческих способностей) ребенка:- создание у ребенка высокойсамооценки, "вкуса успеха", уверенности в своих силах;- создание соответствующегопсихологического климата в детском саду, школе (и в семье): доброжелательного отношения к детям, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;- соблюдение принципа "правана ошибку";- учет результатов индивидуальнойтворческой деятельности (у каждого ребенка свой "портфель" достижений). Дети ведут дневник собственных творческих достижений;- переход к учету динамикиуспехов каждого ребенка, т.е. сравнение новых успехов ребенка с прошлыми успехами того же ребенка, а не сравнение друг с другом;- оптимальное сочетаниефронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как на занятиях, так и вне;- познание явлений и законовприроды и общества на уровне сущностей. Переход к количественным закономерностям возможен лишь после их усвоения на качественном уровне.
Для развития креативных способностей ребенка необходимыследующие условия:1. природные задатки;2. создание условий для их развития;3. упорный труд ребенка, учителя, родителей;4.активная жизненная позиция.Для развитиятворческих способностей у нас в школепроводятся мероприятия различного уровня, где ученики проявляют свой креатив и показывают свои творческие способности. Также работают, кружки, секции, творческие мастерские, детские объединения, научные и творческие сообщества и т.д.
Одно из условий формирования креативности - создание благоприятной остановки на занятиях, ситуации успешности, повышение самооценки ребенка и стимулирование к поиску и выбору самостоятельного решения. На уроках физики мне очень нравятся, как я их называю, "вопросы на "засыпку"(по-старому - проблемные ситуации), когда ребята ищут ответы, спорят, советуются, соревнуются и приходят к единому мнению. На уроках информатики при решении задач или выполнении практических работ очень приветствую индивидуальные и нестандартные ответы и способы выполнения работы. Нет шаблона - есть развитие и творчество.
Другое условие - багаж знаний учителя (научный, психологический, физиологический, творческий, методический, дидактический и т.п.). И в голове основной принцип "Не навреди..."
Для развития креативности необходимо: определенный интеллектуальный багаж; умение фантазировать, домысливать; создание ситуаций и условий, требующих поиска новых путей решения; мотивация и атмосфера доброжелательности.