Многие педагоги в настоящее время пришли к пониманию того, что практически невозможно освоение одинакового содержания и выполнение одинаковых требований на определенном уровне и с хорошим качеством для всех учащихся при всем многообразии их индивидуальных особенностей. Поэтому стратегической целью для ряда учителей становится организация образовательного процесса согласно каждой индивидуальности личности, взращивания этой индивидуальности.
В российской и зарубежной педагогике существуют различные варианты индивидуализации (при ее различных целях), дифференциации и подходы к продуктивности обучения. Наиболее распространенные подходы к индивидуализации основываются на учете выраженных способностей и уровне общего интеллектуального развития – в этом аспекте определяются профили обучения, уровень сложности, объем изучаемого материала. Многие ученые, психологи и педагоги-практики занимались проблемами индивидуализации обучения. Рассмотреть большинство из них в рамках нашей работы нереально, да и цели такой мы не ставим. Предлагаем очень коротко познакомиться только с некоторыми подходами, преследующими разные цели:
Исследования в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы и образовательные программы для каждого ученика, исходя из его возможностей и особенностей.
Поиском ответа на вопрос, как это можно сделать практически, заняты многие исследователи и практики. Дж. Рензулли так описывает алгоритм деятельности учителя при данном подходе. Учитель:
определяет уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности);
очерчивает краткосрочные и долгосрочные цели и пути их достижения;
определяет время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
предусматривает участие родителей;
определяет способы оценки успехов ребенка.
Но, как мы видим, это в основном относится к содержанию образования. Сама форма организации в данном случае остается без внимания. И это не случайно: она давно хорошо известна. Структура ее состоит из двух основных способов учебной работы, выделенных В.К. Дьяченко: работа ученика с педагогом и работа ученика с источником знаний. Как несложно заметить, в данном случае исключаются возможности работы ученика в группе и взаимное обучение учеников друг с другом. Это может существенно обеднять учебную деятельность и негативно сказаться на ее результатах. Поэтому целесообразно дополнять индивидуальную работу с детьми практикой групповой деятельности.
ЗАДАНИЕ 3. Приведите примеры внедрения эффективных технологий в области индивидуальной работы с детьми на уроке и во внеурочной деятельности.
На уроках с целью организации эффективной работы использую задания разного уровня сложности, методы опережающего обучения. Во внеурочной деятельности технология "Предметного потрфолио" помогает ученику и учителю выстроить траекторию успешности ученика в тех предметных областях, к которым у ребёнка проявляется значительных интерес и способности. Большая роль отводится технологии проектного обучения.
личностно-ориентированное обучение, подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях, индивидуальная проектная деятельность, дистанционное образование
РКМПЧ (технология развития критического мышления через чтение и письмо). Пример: ОЗОЖ: Я - пешеход! 1. Стадия вызова. Упражнение "Сундучок идей". Учащиеся записывают в тетрадь всё что он знает по этой теме, свои предположения о содержании урока, объясняет как эта тема связана со здоровым образом жизни. 2. Стадия осмысления. Чтение текста "Сказки по ПДД" http://mir-detstwa.jimdo.com/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D 0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0/ и ответ на вопросы, беседа, тест и т.д. 3. Стадия рефлексии. Установка на соблюдение правил ПДД. Выполнение практических заданий. Например: - закончи текст и сравни с ответом товарища - составь синквейн или интеллект-карту.
В урочной деятельностииспользую: дифференцированные задания, задания с разной степенью сложности по выбору самого учащегося, работу в тетрадях с печатной основой на уроках окружающего мира, творческие задания в тетрадях по литературному чтению.
Во внеурочной деятельности- индивидуальныетворческие задания а групповых проектах, индивидуальные проекты, защиту исследовательских проектов в рамках работы школьного НОО, дистанционные исследовательские проекты, социально-значимые проекты, участи в дистанционных конференциях( почти каждый год мои учащиеся участвуют в конференции "Если хочешь быть здоровым, будь им"), участие в конкурсах знаний и олимпиадах по предметам и метапредметных олимпиадах, для оценивания личных образовательных результатов - работу с портфолио учащегося.
Для эффективной индивидуальной работы с детьмииспользую пособия «Учусь писать без ошибок», «Дружим с математикой» ( система учебников «Начальная школаXXIвека»).Учитывая индивидуальные особенности детей, предлагаю разноуровневые домашние задания, задания по выбору учащихся, задания творческого характера. Безусловно, сложнее работать с детьми, которые испытывают трудности в обучении. Здесь большим подспорьем являются карточки-помощники, компьютерные интерактивные задания, помощь одноклассников.
Использование ИКТ, олимпиады, мини-проекты. Очень нравятся мне такие приёмы как отождествление с литературным героем; сочинение стихов и сказок на заданную тему; театрализация; анализ с ситуацией; выстраивание работы в режиме исследования; создание творческого продукта с публичным докладом; индивидуальные проекты.
Использую технологию оценивания учебных достижений, Индивидуальные домашние задания, домашние задания на выбор, индивидуальные проекты, внеурочная деятельность по интересам, работа с печатным дидактическим материалом на основе разноуровневых заданий.
В урочной деятельности это конечно дифференцированные, разноуровневые задания. А во внеурочной деятельности участие в различных олимпиадах, проектах, Web-квестах, выполнение собственных проектов