Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:
межличностное, диалогическое взаимодействие в системе "преподаватель-обучающийся" или "обучающийся-обучающийся";
работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
активно-ролевая игра (игровая) и тренинговая деятельность.
Остановимся подробнее на двух понятиях: "взаимодействие" и "группа".
Взаимодействие - это отношение между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, успешно решают эти задачи. При этом происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. В процессе взаимодействия человек не только лучше познает себя в сопоставлении с другими, но и присваивает новый опыт деятельности и отношений (опыт ведения диалога, сотрудничества). Как отмечает И.А. Зимняя, доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме "учитель-ученик" внутригрупповой сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Смысл групповой деятельности заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт ребенок смог перенести во внешний мир и успешно его использовать (что полностью соответствует нынешней парадигме образования).
Группа - одно из центральных понятий в социальной психологии, которое трактуется как человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организации). В социальной психологии довольно распространена следующая классификация групп:
конгломерат - люди, собравшиеся в одном месте и в одно время по случаю или по приказу свыше, как правило, не осознающие общую цель;
ассоциация - люди, которые имеют общую цель, все остальные признаки отсутствуют;
кооперация - характерно единство цели и деятельности людей, наличие у большинства участников опыта групповой работы;
корпорация отличается от от других групп организационным и психологическим единством, которое появляется позже, после того, как этап формирования группы можно считать завершенным;
коллектив - устойчивая по времени организационная группа людей с совместной общественно полезной целью, органами управления и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Выделяют также референтную группу, т.е. таких людей внутри группы, на нормы и ценности которых группа ориентируется в первую очередь. Эта группа является опорой для преподавателя.
При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:
создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;
руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;
организацию продуктивной групповой и межгрупповой деятельности;
осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.
Итак, интерактивное обучение - это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. При этом активность педагога уступает активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной деятельности.
ЗАДАНИЕ 2. Используя представленные материалы и опираясь на собственный опыт, познакомьте коллег с технологиями групповой работы, которые способствуют:
созданию благоприятного эмоционального климата;
организации эффективной учебно-пространственной среды;
организации диалогового и дискурсивного общения;
осуществлению продуктивной групповой и межгрупповой деятельности;
Для создания благоприятного климата в группах важно грамотно осуществить их организацию. В зависимости от цели поставленной на этапе использования технологии групповой работы можно объединить детей по разному уровню обученности, информированности по предмету, совместимости учащихся, что позволит им взаимно обогащать и дополнять друг друга. "Визитная карточка" группы, правила взаимодействия в группе помогут эффективно организовать учебно - познавательную среду. При этом важно использовать в групповой работе задания проблемно - поискового, творческого характера. С целью осуществления продуктивного диалога, дискуссии важная роль отводится педагогу, который должен выполнять различные роли: учитель - репортёр. учитель - генератор идей, учитель - судья. учитель - эксперт. Особая роль в данной технологии отводится рефлексии, где ученики оценивают деятельность работы своей группы, достигнуты ли результаты, какие способы, приёмы использовали, пожелания для дальнейшей работы.
1. Очень редко использую деление на группы по желанию, в этом случае состав групп чаще всего один и тот же. Я использую деление по определённому признаку. Не стоит сажать слабого ученика к сильному, лучше создать такие условия, чтобы любой ученик смог проявить свои способности, для этого можно использовать разноуровневые задания. Нельзя заставлять работать ученика в группе, если он от этого отказывается, лучше дать ему индивидуальное задание. 2. Обязательно вспоминаем правила эффективного общения и правила работы в группе, т.к. их соблюдение залог продуктивной работы.После нескольких занятий дети называют правила самостоятельно. 3. Нельзя требовать полной тишины. 4. Становлению рефлексивных умений способствует самооценка. Группа совещаясь определяет + и - своей работы. Нельзя допускать подобных высказываний "Петров нас подвёл" или "все работали, кроме Иванова". При выставлении отметок за групповую работу ставлю только 4 и 5, если кто-то из ребят не принимал активного участия в работе, ограничиваюсь словесной оценкой. Любого ученика есть за что похвалить.
Как многие коллеги, применяю деление на микрогруппывременного и постоянного состава или свободное (по желанию) или организованное педагогом на нестандартных занятиях: уроках-путешествиях, блиц-турнирах и др. Для формирований умений взаимодействия использую техники: «конфликт в группе», аргументация и контраргументация, прогаммированная групповая консультация.
Очень важно при организации групповой работы как раз - таки грамотно эту группу сформировать. И тысячу раз прав Г.А. Цукерман, предлагающий объединять детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Грамотно сформированная группа - залог успеха. Это трудно. Но необходимо.Групповая работа, например, способствует развитию у учащихся навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения. Она также стимулирует учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез. Технология проектов, уроки - путешествия. Мозговой штурм. Блиц - турниры.
При организациигрупповой работы младших школьников на уроке придерживаюсь следующих этапов:1) вспоминаем ( дети проговаривают) правила работы в группе; 2) работа в группе; 3) показать условным жестом, что группа задание выполнила ( взять друг друга за руки, положить друг другу руки на плечи, сложить из рук звездочку и т.д.) 4) презентация итогов групповой работы 5) самооценивание работы в группе по критериям ( мера участия в работе в группе, предложение идей, участие в обсуждении, участие в поиске информации и т.д.)
Существуют два основных принципа формирования групп –свободное (по желанию) и организованное учителем. Плюсы создания групп наоснове учета интересов самих школьников очевидны: формируется располагающая к общению обстановка, снимается напряжение и т.д. и на первых занятиях в технологии группового обучения именно этот подход, безусловно, должен преобладать. Плюсы подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, не равные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться дружественная, но попустительская атмосфера, когда интерес к общению вытесняет нацеленность на решение учебной задачи. И, наконец, за пределами учебных групп могут остаться те ученики, которые относятся (по социометрической терминологии) к «пренебрегаемым» что, в итоге, не укрепляет, а способствует дальнейшему разрушению внутриколлективных связей в классе.Поэтому Г.А. Цукерманпредлагает объединять детей в группы “с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько “сильный”, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Учитывая все эти аспекты,учитель должен владеть различными приемами и методами создания учебных групп, несмотря на то, что организованный подход оказывается достаточно трудоемким для учителя.
В своей работе с группой использую ряд приёмов: знакомство друг с другом; визитная карточка группы; предложение группе начать работу и "отключиться"; деление на микрогруппы; конфликт в группе; техника аргументации и контраргументации; прогаммированная групповая консультация.
Групповая форма работы обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и пониматьпартнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного и постоянногосостава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке. Групповаяподдержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.