Наше время - эпоха «настраиваемой среды». Сегодняшняя молодежь привыкла «настраивать» окружающий мир, делая его удобнее. Телевизионная реклама предлагает матери семейства «настроить» суп, который едят ее дети: для одного — с крекерами, для другого - со сливками, для третьего — со свежей зеленью, и так далее. Учащиеся должны иметь возможность «настроить» в некоторой степени процесс обучения - чтобы каждому из них было максимально удобно, как получать знания, так и оценивать свои академические успехи. Высокие технологии Многие из сегодняшних учеников научились пользоваться компьютером раньше, чем ходить, или говорить. Среда, порожденная высокими технологиями - важный инструмент для их обучения: для них лекция в традиционной аудитории - все равно что «немое кино» для зрителей, привыкших к звуковому. Разумеется, мало у кого оно вызовет живой интерес. Визуализация Современная молодежь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения. Ожидания Представители как «Поколения X», так и «Поколения Y» ориентируются в обучении на определенный результат - необходимо поставить перед ними видимую цель, к которой они будут идти. Это важный элемент обучения: ориентируясь именно на эту цель, они будут строить собственный подход к обучению (который может и отличаться от традиционного). Оно сосредоточены на результате - но им нужно осознать этот результат.
Пусть это прозвучит банально, но современные школьники тем и отличаются, что они современные. У каждого нового поколения шире коммуникационные возможности, новей учебники, свободней взгляды. Однако у детей информационного века есть свои особенности, которые не всегда являются преимуществами перед вчерашними выпускниками. Дж. Коатс дает рекомендации современным педагогам, которые помогут выстроить адекватный стиль обучения со школьниками, относящимся к Поколению Z: Учащийся в центре внимания Чем старше становится ученик, тем больше от него требуется изучения абстрактных «предметов» - мало связанных с реальной жизнью, и его личным видением себя в ней. Создание учебных планов, в центре внимания, при разработке которых будет современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем — ключ к успеху в 21-ом столетии. Применимость знаний Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания. Время - главная ценность Времени всегда недостаточно, терять его - неэффективно. Если изучаемая информация очень нужна, но плохо структурирована, и ее освоение отнимает лишнее время – ученики будут искать ее в независимых источниках, что многие педагоги также расценивают как «нежелание учиться как положено». Особенно все вышесказанное актуально для учащихся мужского пола.
С учётомособенностей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения.Современные ученики в процессе обученияориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно.Онисосредотачиваются на новом материале, игнорируя «повторение пройденного» и «закрепление» — не желая вновь возвращаться к изученному.Задания, которыесодержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными.Если в качестверезультата учащимся видится лишь хорошая оценка на экзамене — вряд ли они будут уделять внимание действительно глубокому и системному изучению предмета.Важно помнить, чтосегодняшние ученики с самого рождения имеют доступ к огромным массивам информации — к пяти годам в распоряжении современного ребенка больше информации, чем было у его бабушки и дедушки за всю жизнь.Нынешние учащиесяумеют ориентироваться в этом изобилии, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность - многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.Важной составляющей современного обучения является диалог с педагогом и одноклассниками.
Современный педагог должен показать, как процесс обучения тесно связан с самой жизнью. Ведь человек, только обучаясь и получая знания, может соответствовать запросам и требованиям современной жизни.
Основные правила современного педагога на мой взгляд: мотивировать учащихся, включая их в различные виды деятельности; учиться вместе с учениками; использовать современные IT технологии; развивать у учащихся навыки самостоятельной учебной деятельности; быть целеустремленным; быть партнером для своих учеников и коллег. Их выполнение поможет выстроить адекватный стиль обучения современных школьников, для которых активность обусловлена состоянием успешности.
Правила, которыепомогут найти с ними общий язык с «зетами»:«Зеты» – индивидуалисты, поэтому не могут работать в команде.Бесполезно мотивировать «зета», ставя ему в пример других. Упирайте наего уникальностьПредставителям поколения Z необходимы разъяснения и инструкции вработеЗеты ждут индивидуальных задач и порученийКритиковать молодежь нет смысла, необходим конструктивный разбор удач ипромаховЗа инфантилизмом скрывается четкая расстановка приоритетовВ качестве руководителя «зетам» больше подойдет профессионал, которыйбудет общаться с ними на равныхПоколение Z не доверяет чужому опыту. Позвольте им самим понять, каки что лучше делать«Зеты» обладают клиповым мышлением и живут в многозадачности «Зеты» – поколение «лайков».Находите поводы их регулярно хвалитьПоколению Z необходимы понятные правила поведения и построениякарьеры «Зеты» неохотно запоминаютинформацию, надеясь на технологии.
Важной особенностью современных школьников является обширная информированность по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня они имеют доступ к огромному объему информации. Современные дети довольно легко могут ориентироваться в регулярно изменяющемся информационном пространстве. Уже с самого рождения окруженные электроникой, дети отлично ориентируются в новых технологиях и с огромным нетерпением относятся к технической некомпетентности других. Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, которая представляется ему как свобода, к самопознанию, желание занять хорошее положение в школьном коллективе.
Так как я работаю с дошкольниками, хочу рассказать о том, что дети с 2 лет умеют пользоваться телефонами и планшетами, чуть позже начинают работать с компьютером. Это проблема - тот возраст, когда ребенок должен учиться говорить, общаться, познавать мир, он "загоняется" родителями в "окошко" гаджета. И все. Для мира и общества он потерян. Другое дело, если родители знают норму и ребенок ее выполняет. Если говорить о школьниках (сужу по сыну -11 лет), то в первую очередь не умеют общаться, безграмотны, могут найти любую информацию, но не могут ей правильно воспользоваться. И учатся они этому самостоятельно!