Дорогие коллеги! Наше обучение в тренинге подходит к концу, пришло время подвести некоторые итоги и расставить нужные акценты.
Тренинг мы старались построить как модель обучения в современной образовательной мобильной среде, при этом за основу было взято математическое содержание, близкое и значимое для нас с вами. Однако, вы как умные люди, понимаете, что содержание может быть и другим, а ритм проведения, приемы, инструменты, подходы - могут быть аналогичными нашим (возможно, с необходимыми изменениями).
Когда начинаешь рассуждать о термине "мобильный", подразумевающем способность к быстрому передвижению, изменению, то невольно приходят аналогии с интересным психологическим понятием "интеллектуальная лабильность", которое означает свойство личности быстро реагировать на изменения и оперативно переключаться на решение разных задач, не теряя качество их исполнения. Теперь мы будем стремиться развивать в себе и мобильность, и лабильность, потому что, как гласит английская пословица "не старайтесь воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте лучше себя"
Если есть содержание и продумана структура, то создание подобного Google сайта для учеников (элективный курс, математический кружок, небольшое пособие и т.п.) потребует совсем немного времени. См. подробнее по ссылке
Во время обучения у нас сложилось пусть временное, но очень продуктивное сетевое сообщество. С интересом мы изучали все ваши сообщения, идеи и очень радовались, когда читали созвучные нам мысли. Еще больше мы радовались, когда вы затрагивали нами не обозначенные, но очень перспективные направления.
Так, хотелось бы обратить внимание всех на следующие интересные позиции:
1. Переход к так называемому "перевернутому обучению". Смысл в том, что теория вопроса ученикам дается заранее для изучения (тексты, видео и т.п.). Они материала изучают сами (при этом могут маркировать текст, писать комментарии, уточняющие вопросы и т.п.). На уроках происходит обсуждение, уточнение изученного и реализуется практика (решение задач и т.п.). В этом же направлении речь идет и о том, что в самом классе могут быть кардинальные перестановки мебели и оборудования, перемена рабочих зон для учеников.
Подробнее о таком обучении можно почитать и посмотреть по ссылкам:
2. Как научить всех математике? Как задавать домашнее задание, чтобы ученики не списывали?
Для учителей математики это самая злободневная проблема. Потому что, "чтобы научиться решать задачи, надо решать их", а не списывать. Давайте прочитаем, как эту проблему предлагает решить наша коллега, учитель физики:
Предлагаем также изучить ресурс "Компьютер школьного учителя математики", учителя математики из г. Великие Луки активно используют этот ресурс для организации домашних заданий (это помогает решить проблему списывания).
3. Доступность повсеместного и распределенного обучения (по ресурсам, времени и участникам). У нас и у наших учеников теперь есть возможность учиться непрерывно, "здесь и сейчас". В Интернете есть множество качественных и полезных ресурсов, появилась возможность учиться у мастеров, знатоков, "мэтров" в той области знаний и той деятельности, которые нам нужны.
Так, начинаешь задумываться, а зачем смышленому ученику учитель, если всю школьную (и не только) математику он может изучить, например, на популярном портале Академия Хана?
Посмотрите, какой кладезь материалов, бери и используй:
Эта история началась летом 2004 года. Молодого человека по имени Салман Хан, аналитика инвестиционного фонда, попросили позаниматься математикой с его двоюродной сестрой: у нее были проблемы с переводом единиц измерения, а у него — две степени бакалавра и одна магистра в MIT и MBA Гарвардской школы бизнеса. Поскольку кузина жила в Новом Орлеане, а Салман Хан — в Бостоне, они занимались по телефону и рисовали графики и формулы в совместном блокноте Yahoo Doodle. Кузине занятия очень помогли, и Салман стал заниматься с ее братьями. Затем к ним присоединились другие родственники и друзья семьи, и когда составлять расписание стало слишком сложно, Салман решил вывешивать ролики с объяснениями на YouTube. И тут выяснилось, что мир только и ждал такого ресурса: количество учеников стало расти в геометрической прогрессии. Салман Хан сделал сайт под названием «Академия Хана». К алгебре добавились тригонометрия, матанализ, арифметика и физика. Сегодня в «Академии Хана» можно найти 15-минутные занятия по биологии, химии, астрономии, истории и финансам, а также помощь в подготовке к основным американским тестам — в общей сложности на сегодняшний день больше 1800 видеоуроков. В конце ноября 2010 года число ежемесячных просмотров сайта перевалило за миллион, а на канал на YouTube подписалось почти 88 тысяч человек. Вот несколько цифр, чтобы оценить масштаб: «Введение в тригонометрию» посмотрели 326 135 раз, «Уравнения химических реакций» – 122 971 раз, а «Банковское дело» – 120 591 раз. Источник http://www.snob.ru/selected/entry/28007
Прямые ссылки на материалы Академии Хана (на русском языке):
Ряд ссылок на очень полезные для учителя математики ресурсы:
4. Потребность в сетевом общении, взаимодействии усиливается. На наш взгляд сейчас есть острая потребность в том, чтобы ресурсы, материалы просторов Интернета получали своеобразный "знак качества" от экспертов в том или ином направлении. Чтобы учитель точно знал, что этому материалу можно доверять.
Так, например, рекомендуем актуальный, совсем свежий материал по ФГОС:
Еще есть смысл интегрировать сетевые усилия в той или иной актуальной области, например по ФГОС. У нас есть такие задумки и мы обязательно позовем вас в такое сообщество для продолжения взаимополезного сетевого сотрудничества, согласны?
Коллеги! Очень хочется надеяться, что вы серьезно задумались о том, что роль учителя в современной школе должна меняться. Учитель и учебник - не единственные источники знаний. Учитель сегодня - это партнер, соратник, помощник в трудном процессе познания истины.
Вы готовы стать таким учителем?
Как изменится ваша деятельность уже завтра? С чем вы придете на урок?
|