На данном этапе мы будем актуализировать имеющиеся знания о сторителлинге, дадим определение этому понятию, изучим примеры цифровых историй, поразмышляем об образовательных возможностях сторителлинга.
Наш разговор о методе сторителлинга мне хотелось бы начать с известного рассказа Василия Сухомлинского "Я хочу сказать своё слово". Катерина Ивановна повела своих малышей-первоклассников в поле. Было тихое утро ранней осени. Далеко в небе летала стая перелётных птиц. Птицы тихо курлыкали, и от этого в степи было грустно.
Катерина Ивановна сказала детям:
— Сегодня мы будем составлять сочинение об осеннем небе, о перелётных птицах. Каждый из вас пусть скажет, какое сейчас небо. Смотрите, дети, внимательно. Выбирайте в родном языке красивые, точные слова.
Дети притихли. Они смотрели на небо и думали. Через минуту послышались первые сочинения-миниатюры.
— Небо синее-синее…
— Небо голубое…
— Небо чистое…
— Небо лазурное…
И всё. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое…
В сторонке стояла маленькая синеглазая Валя и молчала.
— А ты почему молчишь, Валя?
— Небо ласковое… — тихо сказала Валя и грустно улыбнулась.
Дети притихли. И в это мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор.
— Небо грустное…
— Небо тревожное…
— Небо печальное…
— Небо студёное…
Небо играло, трепетало, дышало, как живое существо, и дети смотрели в его грустные синие-синие осенние глаза.
Вы обратили внимание, как изменилось представление первоклассников о небе, когда они начали наблюдать за ним не только глазами, но и своим сердцем, душой, своими переживаниями? Основная идея сторителлинга (от англ. "рассказывать истории"), с помощью которого обучающимся передается конкретная учебная информация в виде яркой, запоминающейся истории, также заключается в том, что учебный материал легче усваивается, если он "пропускается" через личный опыт учащихся.
Следует отметить, что воспитание подрастающего поколения через поучительные рассказы, легенды, истории испокон веков используется в педагогической практике. Рассказы педагога-новатора В. А. Сухомлинского можно отнести к одним из лучших примеров сторителлинга в русской литературе. Написанные простым и понятным языком, эти короткие истории являются прекрасным обучающим материалом, раскрывая понятия добра и зла, трудолюбия и лени, честности и подлости.
Родоначальником сторителлинга как метода является Дэвид Армстронг, руководитель крупной международной компании "Armstrong International" . Этот человек разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию "обучения историями", которые помогают заинтересовать сотрудников, дают возможность получать знания в живой, увлекательной форме.
В настоящее время практика устных рассказов в сочетании с цифровыми технологиями становится новшеством в учебном процессе. Как же создать захватывающую обучающую цифровую историю? Для этого нужно соблюдать следующие важные правила:
1. Содержание истории должно быть интересно и полезно обучающимся. История должна быть наполнена интересными событиями, удерживающими внимание от начала и до конца.
2. В истории должен быть герой.
3. История должна иметь чёткую структуру: завязку, развитие, кульминацию, развязку.
4. История должна быть красочно оформлена. Визуальный фон вовлекает учащихся. придаёт дополнительную живость.
5. История должна содержать детали: запахи, звуки, тактильные ощущения и так далее. Иначе говоря, это небольшие точные штрихи, которые помогают "оживить" историю.
6. История должна вызывать искренние эмоции.
7. История должна содержать логический вывод.
Если вас заинтересовала техника сторителлинга, советую также ознакомиться со следующими публикациями и ресурсами:
Обратите внимание, что не каждый рассказ является историей с позиций сторителлинга. Это утверждение очень хорошо иллюстрирует пример из выше упомянутой книги Ли Лефевера "Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова", в которой автор сравнивает два способа представления понятия "блог": с помощью простого перечисления фактов и с помощью истории.
"Блог — это личный дневник, опубликованный в интернете и состоящий из отдельных записей (постов), которые обычно отображаются в обратном хронологическом порядке, так что последнее сообщение является первым. Как правило, блоги ведутся одним человеком, иногда небольшой группой и часто на одну тему."(перечисление фактов)
"Познакомьтесь с Элисон. Недавно она создала сайт, где описывает свой опыт по воспитанию щенка. Ее сайт — это интернет-журнал, или блог, куда она помещает новые сообщения, которые появляются в верхней части странички каждые несколько дней. Эти сообщения позволяют ей связываться с любителями собак во всем мире."(история)
Разница очевидна, не правда ли?
Предлагаю Вашему вниманию цифровую историю "Сказка о простом прошедшем времени", созданную мною при помощи сервиса PowToon.
Если Вы изучали английский язык, то, вероятно, знаете, как нелегко бывает разобраться в хитросплетениях английских времён. Какая информация усвоится лучше: "сухая" теория о простом прошедшем времени или увлекательная история с интересными героями и их приключениями?
Ниже приведены примеры ещё нескольких цифровых историй по различным учебным дисциплинам:
На мой взгляд, сторителлинг обладает большими образовательными возможностями.
Во-первых, сторителлинг - мощный инструмент для активизации познавательной деятельности учащихся.
Во-вторых,...
Теперь каждый из вас пусть скажет, какую роль в образовательном процессе он отводит сторителлингу. Своими рассуждениями нужно поделиться в комментариях на этой странице.
Доброго времени суток! Познакомилась с методам сторителлинга. Полностью согласна с высказывание что это мощный инструмент для активизации познавательной деятельности учащихся. И не только учащихся! Для работы с дошкольниками он тоже применим, так как детям дошкольного возраста мультфильмы ближе.