Визуальные организаторы
По новым ФГОС выпускник уже начальной школы (!) должен иметь уровень ИКТ-компетентности, позволяющий:
- рисовать изображения на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты;
- пользоваться программой распознавания текстов;
- выбирать безопасные и эргономичные способы работы с ИКТ;
- подбирать оптимальный результат видеозаписи;
- составлять список использованных информационных источников с использованием ссылок;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера.
Не секрет, что у учеников визуальное внимание, зачастую, - это единственно развитый вид внимания. Восприятие на слух вообще "глухое", редко составляет 50% от визуального, т.е. не слышат себя, не слышат собеседника, не воспринимают информацию на слух. Это ограничивает возможности восприятия и обработки информации, умения ориентироваться в информационном пространстве. Роль учителя - использовать и создавать такие обучающие материалы, которые обеспечат комплексное развитие.
Задача: рассмотреть инструменты визуализации с точки зрения их применения на различных стадиях (вызов, осмысление, рефлексия) современного урока.
Визуальные организаторы — это графические представления различных мыслительных процессов. Они наиболее удачно используются при активном чтении текста, в процессе изучения нового материала и его закрепления, позволяют ученикам прорабатывать содержание, актуализировать известное, вплетать опыт и знания в новую информацию, исправлять ошибки.
Визуальные организаторы побуждают осмысливать и объяснять:
- как Я размышляю;
- что Я вижу и делаю;
- сравнить МОЁ наблюдение, размышление с наблюдениями, размышлениями других.
Учитель может применять визуальные организаторы при оценивании, оставляя незаполненные части или давая разрозненную информацию, чтобы учащиеся организовали ее в графической форме.
Применение визуальных организаторов на различных этапах урока
Стадия вызова
Номер |
Описание |
Пример |
Адрес сервиса |
1. |
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность. |
Видео пример
Коллекция интерактивных заданий
Если найдете или создадите интересные русскоязычные задания, можно заполнить форму.
|
http://learningapps.org/ |
2. |
Учебный фильм, стиль Stop Motion
|
Учебный мультфильм по окружающему миру для начальной школы
|
http://slideshare.com |
3. |
Cервис TOONDOO, который позволяет пользователям создавать комиксы на основе четырёх сотен готовых персонажей, предложенных в коллекции сервиса, или использовать собственные изображения, добавлять «речевые облачка», вставлять готовые комиксы в блоги или на сайты, отправлять их по электронной почте и так далее. Как создавать комиксы, Комиксы. Шаг за шагом. |
|
Сервис для создания комиксов (http://toondoo.com) |
4. |
Кластеры (схемы с некоторыми незаполненными блоками) |
|
Текстовые и графические редакторы, https://cacoo.com |
Стадия осмысления
Номер |
Описание |
Пример |
Адрес сервиса |
1. |
Карты ума |
|
http://www.mindmeister.com/ru |
2. |
Классные Инструменты. Фишбоун (рыбий скелет) помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Какая польза от рыбьего скелета? |
|
http://www.classtools.net |
3. |
Ленты времени - помогают выстроить события в хронологическом порядке, чтобы выделить направления, повторяющиеся события, причины и эффект, следствия событий, явлений.
|
Лента времени на тему «Русско-турецкая война» |
http://www.dipity.com
Можно создать "ленту времени"- интерактивную хронологическую шкалу, наполнив ее собственными фотографиями, текстами, иллюстрациями, связав с другими социальными сервисами посредством гиперссылок.
|
4. |
Круговые диаграммы - позволяют группировать события, чтобы проиллюстрировать потенциально полезные концепции, идеи. Инструкции по работе
[ http://www.voblakah.com/infa/graphic/167-creately Creately - быстрое и удобное рисование диаграмм]
|
|
http://www.gliffy.com/
https://cacoo.com
http://creately.com/
|
|