Знаете, какое различие делал Дж. Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными?
Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Пожалуй, на этом можно остановиться, потому что перечисление факторов, влияющих на креативность, займет немало места: тут и наблюдательность, и умение идти на риск, и отсутствие стереотипов, и склонность к самообучению, и способность к игре, и умение сопереживать, и эмоциональная вовлеченность в работу.
Все мы интуитивно прекрасно понимаем, что такое креативность. Остается только не задушить ее в себе.
Вот об этом мы сегодня и поговорим: как преодолеть барьеры креативности и творческих способностей?
Барьер для креативности – это страх допустить ошибку. Мысли о том, что идея неправильна, наносят серьезный ущерб дальнейшему творческому процессу. Однако, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому лучшим способом преодолеть боязнь неудачи является продолжение творческого процесса с установкой на успех. Для того, чтобы закрепить ее в сознании надолго, необходимо для начала ставить перед собой заведомо достижимые цели. Решая простые, но интересные задачи, не имеющие двойного смысла, очень скоро можно будет добиться уверенности в себе. Боязнь ошибки ослабнет, а стремление творить станет сильнее.
Личные фильтры. Они есть у каждого из нас. Фильтры экранируют идеи и не дают нам думать о них серьезно. Обычно фильтры не позволяют нам признать новый класс идей или подходов, даже если мы рассматриваем новые мысли внутри устоявшегося класса или группы. Самый простой способ преодолеть фильтр — задать себе вопрос: почему я не принимаю ту или иную идею всерьез? Для этого есть хорошая, тщательно продуманная причина, или я неосознанно подвергаюсь действию внутреннего фильтра? Отдавая себе отчет в собственных фильтрах, вы получите больший контроль над процессом мышления и не пропустите множество отличных идей.
чтобы помочь ребенку преодолеть барьеры креативности, нужно дать ему почувствовать свою значимость, помочь ребенку поверить в себя,научить не бояться ошибки, дать ему возможность заниматься любимым делом.
Для преодоления барьеров креативности у школьников, педагог должен быть очень внимательным по отношению к каждому ребенку. Ведь по статье А. Хайема основные барьеры креативности формируются внутри личности, и поддерживаются внешними факторами. Педагог не должен в коллективе учащихся слишком ярко выделять успешных ребят, поощрение и похвала должна распределять равномерно между всеми детьми. Это необходимо для того, чтобы у одних детей не развивались комплексы, а других чрезмерное чувство лидерства. Педагог должен постоянно предлагать детям все новые и новые навыки для решения каких-либо творческих заданий. Настраивать ребенка не бояться проиграть или сделать ошибку.
1.Биполярное (альтернативное) мышление. Прирассмотрении проблемы учитывайте все возможные варианты, а не только два из них.2.Чрезмерная уверенность в себе. Попробуйтеизменить базовые допущения с точностью «до наоборот». Например, если вы полагаете, что традиционный путь решения проблемы правилен, скажите себе, что традиционный подход ошибочен и. попытайтесь найти доводы в пользу нового — противоположного допущения.3.Постоянный недостаток времени. Высвободите время для творческого размышлениянад важными вопросами. Ваша задача: а) определить по одной теме на каждый день и направить на нее всю свою креативность; б) составить расписание, в соответствии с которым вы будете расходовать свое время на творчество4.Процедурные ограничения. Подвергайте тщательному рассмотрению вседействия, за которыми закреплена определенная процедура, — как на работе, так и в жизни. Во многих случаях выясняется, что помимо отсутствия воображения не существует никаких ограничений, препятствующих изменению процедуры.14. Ограничения,накладываемые процессами в группе. Старайтесь отстраненно относиться к групповымпроцедурам. Вы сможете избежать ограничений, а затем обойти их, если выделите время и место, где вместе с одним или двумя сочувствующими вам сотрудниками сможете заново обдумать вопрос в неформальной атмосфере. Затем, если вам придет в голову дельная мысль, вы можете сообщить ее руководителю в записке вместе с предложением обсудить эту идею на следующем плановом собрании. Кроме того, пытайтесь как можно чаще пользоваться творческим мышлением за пределами ограничений, накладываемых групповыми процессами. 15. Боязнь ошибки. Лучшийспособ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха. Звучит просто, но, чтобы это обязательно случилось с вами, поставьте перед собой задачу, с которой вы наверняка справитесь. Чтобы повысить уверенность в себе, выбирайте интересные и простые задания, не имеющие или почти не имеющие теневой стороны. Со временем страх неудачи ослабнет, а тяга творить превысит его.16. Боязнь утратитьконтроль. Чтобысправиться с боязнью утратить контроль, вам следует признать, что наличие выбора является источником подлинного контроля. Чем больше у вас возможностей, тем лучше вы управляете ситуацией, поскольку вы не ограничены одним путем или одним выбором. Когда человек понимает это, он открывается для творчества, воспринимая креативность как источник, а не угрозу для контроля.17. Гордость. Вамследует обуздать собственную гордыню и научиться слушать других людей.18. Личные фильтры.Самыйпростой способ преодолеть фильтр — задать себе вопрос: почему я не принимаю ту или иную идею всерьез? Для этого есть хорошая, тщательно продуманная причина, или я неосознанно подвергаюсь действию внутреннего фильтра? Отдавая себе отчет в собственных фильтрах, вы получите больший контроль над процессом мышления и не пропустите множество отличных идей.19. Физический дискомфорт.Преждечем пытаться творчески мыслить или решать сложную проблему, займитесь состоянием своего тела. Оно должно испытывать максимальный возможный комфорт. 20. Слишкомконкретное мышление (избыточный практицизм). Чтобынаучиться думать менее конкретно, заставьте себя рассматривать вопрос в сравнениях и метафорах. После этого подумайте, что общего и что отличает вашу проблему или область интересов от сходных случаев.21. Приятие существующегоположения вещей (конформизм). Постарайтесьменьше общаться с людьми, негативно реагирующими на ваши идеи. Ищите позитивную физическую и эмоциональную обстановку, в которой ваши мысли смогут получить развитие. 22. Низкая самооценка наработе. Напомнитесебе о важных характеристиках своей деятельности. Также подумайте о том, что, повысив качество своей работы, вы сможете придать ей большее значение, чем она имеет теперь.
Барьерыкреативности каждый преодолевает по- своему:1.Недостаточное разнообразие навыков.Надовыполнять разнообразную работу, искать возможности для освоения и использования новых навыков. 2.Ограниченные возможности для приобретенияновых навыков. Надо бороться со стереотипами на работе, искатьвозможности для взаимного обмена и параллельного обучения.3.Незначительное количество трудностей.Длятого чтобы найти сложное задание, вы можете добровольно предложить свою кандидатуру для выполнения непопулярной работы, заставить себя попробовать что-нибудь новое, провести каникулы там, где вы никогда не бывали и т. п.4.Ослабленное чувство персональнойответственности. Начните общаться с людьми, которым нужнырезультаты вашей работы. Определите их предпочтения. Выясните главное: можете ли вы найти индикаторы или единицы измерения для собственных усилий? У всякой работы свои особенности, но вам будет непросто увидеть значение собственного вклада в общее дело, если вы сами себя не оцените.5.Ограниченное количество вариантоврешения. Попытайтесьиспользовать разнообразные методы и инструменты креативного мышления.6. Отсутствиемоделей поведения. Сделайтедва шага. Во-первых, откройте для себя мир творческих людей. Вы можете читать о них книги, смотреть фильмы и т. п. Во-вторых, старайтесь проводить время в компании с творческими людьми. 7.Окружающие готовы принять ограниченноечисло вариантов.Найдителюдей, которые будут с готовностью и любопытством обсуждать ваши мысли. Вы также можете вести журнал идей, куда выбудете заносить свои мысли, а затем работать над ними. Диалог с самим собой может стать частичной заменой обсуждения идей с другими людьми.8.Санкции. Создайтесвое творческое подполье. Проявляйте креативность так, чтобы не привлекать внимание людей, накладывающих санкции. Но только, пожалуйста, не отказывайтесь от творчества.9.Личная узость мышления. Необходиморазрушить оковы мышления. Если вы не можете решиться на крупные изменения, то для начала сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее.10.Биполярное (альтернативное) мышление.
Трудно быть креативным, раз за разом выполняя одну и ту же работу. Напротив, люди, использующие разнообразные навыки, более креативны. Чтобы извлечь пользу, улучшая собственную квалификацию, ищите возможности для освоения и использования новых навыков. Скажем, возьмите новые задания на работе или займитесь интересным делом. Старайтесь не упустить возможность приобрести необычные навыки. Смена работы и дополнительное образование очень хорошо сказываются на личных творческих способностях.
Взрослым труднее преодолевать свои барьеры,чем взрослым. "Шишки ",набитые прошлым опытом дают о себе знать.Важно, на мой взгляд, не давить на детей. тем самым , давая им возможность развивать свои способности. а только ненавязчиво поддерживать их.