(Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2»г.Ершова Соколова Галина Георгиевна) Тема: Урок доброты по рассказу Е.И.Носова «Кукла». Цель урока: проанализировать рассказ; помочь понять суть: что есть доброта, сострадание. Оборудование: портрет Е.И. Носова, выставка книг, высказывания, иллюстрации. Ход урока Добро не наука - оно действие. Р. Роллан Слово учителя: Ребята! На прошлом уроке литературы мы открыли для себя еще одного классика современности Е.И. Носова. Что особенного вам запомнилось из его биографии? Учитель: Дома вы прочитали замечательный рассказ Е. И. Носова «Кукла». Наш урок необычный – урок доброты. Ученица читает стихотворение А. Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку». Никогда не жалейте о том, что случилось, Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, Кто-то в начальство. Не жалейте, что Вам не досталось их бед. Учитель: Пусть это прекрасное стихотворение А. Дементьева, а также слова французского писателя Р. Роллана «Добро не наука, оно действие» будут эпиграфом нашего урока. Ребята! Как вы понимаете слова? (Ответы учащихся) Учитель: Дома вы должны поработать с толковым словарем и найти значения слов «доброта», «сострадание». (Учащиеся читают) Учитель: Почему эти слова актуальны сегодня? (Ответы учащихся) Учитель: Мы живем в очень нестабильное время – время экономического кризиса. Каждый старается выжить в это тяжелое время. И кажется, что в жизни нет места таким понятиям, как доброта, милосердие, сострадание. Но возьмите любое произведение русских писателей, и вы убедитесь в обратном. Какой же урок доброты преподносит нам Е.И.Носов? Обратимся к страницам его рассказа. Вопросы к рассказу: 1. Сжато передайте сюжет рассказа. Что такое рассказ? Сюжет? 2. От чьего лица ведется повествование? Почему? 3. Кто герои? Кто такой Акимыч? 4. Какой сценой начинается рассказ? Как рассказчик описывает места? Реку? Зачитайте. 5. Как постепенно изменяется жизнь на реке Сейме? 6. О чем свидетельствуют такие серьезные изменения в жизни реки? 7. Как Акимыч воспринимал все то, что происходило вокруг? 8. Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? 9. Как воспринимает Акимыч глумление над куклой? 10. Найдите описание куклы. Зачитайте. 11. Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? 12. Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с автором? Можете ли вы привести примеры из жизни? 13. В рассказе мы читаем: «Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…» Как вы думаете, почему автор использует эти эпитеты? Проведите исследование. ( Сутулый – ссутуленный, слегка сгорбленный; согбенный – (устар., высок.) сгорбленный, согнутый) . Какой эпитет несет нейтральную окраску, а какой- экспрессивную? 14.Прочтите описание пейзажа, который наблюдал рассказчик, идя вслед за Акимычем ( от слов «Мы пошли мимо школьной ограды…» до слов «Ощущение праздничности и радости бытия»). 1)Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины? 2) Видел ли эту красоту Акимыч? 3) Описанию пейзажа посвящено 20 строк, куклы – 8.Случайно ли это? 4) С какой целью автор поместил сюда описание праздничного пейзажа? 15. В какой связи упоминается в рассказе война? Есть ли связь с событиями, возмутившими Акимыча ? 16. Рассказ заканчивается фразой» Всего не закопать». Как вы понимаете ее ? 17. На какие размышления наводит читателя финал рассказа? 18. Чем близок автору Акимыч? 19. Как же связан рассказ с эпиграфом к уроку? Учитель: К сегодняшнему уроку ребята подготовили иллюстрации. (Защита иллюстраций) Учитель: Итак, какой же урок доброты преподнес нам своим рассказом «Кукла» Е.И. Носов? (Ребята делают вывод) Учитель: После рассказа Е.Носова приведено стихотворение К. Случевского «Кукла». Послушайте его. (Учащийся читает наизусть) Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась. Стукнулась глухо о землю и навзничь упала. Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала. Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула. Ясные очи закрыла. На человека ты, кукла, вполне походила! Учитель: Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом «Кукла»? В чем она? Ответьте письменно 3-5 предложениями. (Дается на работу 5-7 минут и проверяется в классе) Заключительное слово учителя: Сейчас прозвенит звонок, и вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что урок доброты, преподнесенный Акимычем и Е.И.Носовым, вы будете всю жизнь помнить, где бы вы ни находились, что бы вы ни делали, сколько бы лет вам ни было. И тогда, несмотря ни на что, ваша жизнь будет намного интереснее, содержательнее, добрее. Спешите делать добро людям! Оценивание ответов учащихся. Домашнее задание: прочитать рассказ Е.И.Носова «Живое пламя». |