Тема урока: «Я к вам пишу…» Цели урока: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей; рассказать об истории письма, имеющего свою структуру и стилистические особенности; развивать умение излагать собственную мысль; повысить культуру человеческого общения, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
Я так люблю, когда приходят письма Я вам пришлю свои мечты и мысли На чистый лист легко ложатся строчки А в строчках жизнь. Они спешат к вам почтой…
Оборудование: кроссворд, конверты, карточки для учащихся Ход урока 1. Организационный момент. Стук в дверь. Учитель. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? (С. Маршак «Почта») - Это он, это он… Кто, ребята? Дети. Почтальон Входит почтальон Почтальон. Здравствуйте, дети! Я весёлый почтальон! Детям я давно знаком. Много писем и газет Возит мой велосипед! Разноцветные конверты, И открытки, и пакеты, И посылки, телеграммы – Доставляю все их вам я! Почтальон вручает учащимся письма. - До свиданья, ребята! Я спешу. У меня в сумке ещё очень много писем и мне нужно их раздать. Почтальон уходит. Учитель. Ребята, а как почтальон узнал, кому какое письмо предназначено? Кто имеет право распечатать и читать письмо? Дети отвечают. Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки: Правило 1 Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма! Учитель. Получателя письма называют адресатом. Адресат – от немецкого слова адрес.
2. Сообщение цели урока
Учитель. Будем ли мы отвечать на полученные письма? Дети. Да, будем. На доске: Правило 2 Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3 – 5 дней после получения и в вежливой форме. Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма. Вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. А знаете ли вы, что в красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства, – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства и сам процесс писания письма. Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. Но письма в некотором роде и создают, формируют характер или, во всяком случае, его шлифуют. Ведь в письмах, как в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя себя другому. 3. Актуализация знаний детей Учитель. Кто уже получал письма? От кого? О чём вы узнавали из писем? Сохраняются ли у вас в семье чьи – либо письма? С какой целью люди пишут письма? Кому из вас приходилось писать ответ? Какие письменные принадлежности вам понадобились при работе? Дети отвечают. На доске: Правило 3 Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений.
4. Знакомство со структурой письма - Ребята, как вы думаете, какого характера бывают письма? Дети отвечают. На доске появляется схема. - Давайте познакомимся со схемой текста письма: 1) Обращение ( начальная фраза о состоянии переписки) Дорогие, мама и папа! Получила ваше письмо. 2) Основное содержание письма, сообщение о новостях. Опишу вам, как идёт жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живём мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – белорусские школьники. 3) Вопросы адресату Как вы живёте? Как ваше здоровье? Какие у вас новости? Благодарность. Просьбы. Приветы. Спасибо за то, что положили мне тёплые вещи. Я прошу вас писать мне чаще. Передайте всем большой привет. 4) Прощание Подпись; дата и место написания ( можно указать в начале письма в правом верхнем углу). До свидания Любящая вас Катя. 1 апреля 2008 года. Анапа
5. Работа в группах. - Написать интересное письмо- настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы наш класс должен разделиться на 4 группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова- подсказки. (После написания группы обмениваются работами и проверяют задания). Темы написания писем “Письмо президенту”, “Письмо моей семье”, “Мой учитель”, “Хочу рассказать тебе о своём родном крае”. Слова-подсказки Поздравляю Разрешите поздравить… Позвольте пожелать… Дорогая… Уважаемая… от всей души… от всего сердца… сердечно…
Напишите письмо своей семье с благодарностью за присланный подарок. Слова-подсказки Сердечно… От всего сердца… От всей души… Я очень благодарен… Большое (огромное) спасибо… благодарю вас за то, что
Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае. Слова-подсказки Дорогой… Хочу рассказать тебе о… Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о… Мне интересно узнать… Напиши мне о… Очень скучаю без тебя… С нетерпением жду ответа… Напишите письмо президенту Слова-подсказки Уважаемый… Хочу спросить Вас о… Хотелось бы знать Ваше мнение о… У меня к Вам большая просьба… Ваше мнение о проблеме… Я обращаюсь к Вам… Я не могу сказать… Я прошу… Согласен с Вами… Разделяю Вашу точку зрения… 6. Знакомство с правилами оформления конверта Учитель. В рассказе А. П. Чехова « Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нём адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему? - Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты От кого Сидорова И. П. Откуда ул. Набережная, д. 45, кв. 8, г. Губкинский, ЯНАО Индекс 629830 Кому Петрову И. Н. Куда ул. Декабристов, д. 65, г. Москва Индекс 460010 Учитель. Ребята, письмо само Никуда не пойдёт, Но в ящик его опусти- Оно пробежит, Пролетит, Проплывёт Тысячи вёрст пути. Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала чётко в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна. Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолёте. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.
7. Задание творческого характера. А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. 1)Составить кроссворд по теме “Почта”. Интересные варианты предлагают ребята. 1. Разносчик почты, корреспонденции по адресам. (Почтальон). 2. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь кому- нибудь. (Письмо). 3. Знак оплаты почтовых сборов в виде маленькой, обычно четырёхугольной бумажки с изображениями и обозначением цены. (Почтовая марка). 4. Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма. (Конверт). 5. Надпись на письме, посылке, указывающая получателя и место назначения. (Адрес). 6. Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс). 7. Почтовая карточка для открытого письма. (Открытка). Ученики записывают слова, графически обозначают орфограммы. Ребята, какие слова употребляются в письме, без которых невозможно обойтись? («Здравствуйте» и « До свидания»). 2) Чтение лучших работ. Отзывы о письмах, написанных учащимися. 8. Занимательная грамматика. Письма. Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания. (Текст можно написать на доске). Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. В ответ он получил такое письмо от Маши: Ваня, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его? Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки! Скажите, к какому виду писем оно принадлежит? (Это письмо личного характера.) 9. Заключительная часть урока (рефлексия) Учитель. На сегодняшнем уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова. Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать о письмах – этом старинном способе общения людей. - Какие правила составления писем вы узнали на уроке? Дети работают по карточкам «Проверь себя» 1. Для письма используй _______лист бумаги. 2. Письмо – это текст. Назови его части _______. 3. Отвечать на письмо нужно __________. 4. Письмо складывается текстом __________. 5. Адрес нужно писать ________. 6. Не забывай указать на конверте_________.
Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, подпись, как можно быстрее, внутрь, разборчиво, индекс. Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. Что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным.) 10. Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Нужны ли письма людям 21 века?» |