ХОД УРОКА (конспект)
1.Оргмомент(
Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).
Учитель:
Я рада приветствовать вас,
ребята и уважаемые гости, в классе
нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам
будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
Пусть сегодняшний урок, ребята,
принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут
сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь,
мы начинаем урок.(
Слайд №1)
2.Опрос-повторение: Ребята, какую часть
речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка?
(местоимение):
1. Какая часть речи называется местоимением?
2. Какие местоимения вы услышали в моем
приветствии? (Я, вас, нашем, вам, те, которые, вы, мы ) .
3. К какому
разряд у они относятся? ()
4. Какие разряды местоимений вы ещё
знаете?
5. В чем особенность возвратного
местоимения себя? (слайд № 2)
6. Как пишутся личные местоимения с
предлогами ?
3.
Актуализация знаний учащихся :
1. Индивидуальная
работа (2 ученика у
доски)
Первый ученик работает у
доски в качестве редактора.
Задание: исправить ошибки:
1. Позови
ихнего брата.
2. Спроси у ней о поездке.
3. Я очень тоскую по вам.
4. Мы гостили у евойного деда.
Второй ученик - поставить местоимения в начальную форму.
Со мной -, у тебя - , с
ним - , у неё - , перед собой - , с кем -,
к чему -.
Класс выполняет орфографическую разминку:
Списать
словосочетания, раскрыть скобки,
объяснить написание.
(Надо) мной, (из)(за) ненастной погоды,
(ярко)б..гровый закат, (не) беспокойся
(обо) мне, пр…близит…ся (к) нему, чита…ш. . про себя, необ…ятные
просторы, держ…ш… себя в руках.
Составить с
одним словосочетанием предложение,
произвести его синтаксический разбор.
( Слайд№3)
Подберите
синонимы к слову НЕОБЪЯТНЫЕ (бескрайние,
необозримые), произвести его морфемный разбор.
II.
Переход к новой теме.
Что? Что…- это местоимения- близнецы. Назовите их разряд. Чем они отличаются? (
Ответы учащихся)
Учитель: Оказывается, что у вопросительно-
относительных местоимений есть дети: что-то ,что -нибудь, кое-что и другие.
Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним
разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю. (слайд №4).
Учитель читает текст.
Стихотворение
А. Коваля « На яхте»
Однажды
куда- то на яхте
Откуда-то
Кто-то
поплыл.
Летали
какие-то чайки,
О чем-то
кричали ему.
Какой-то
дельфин остроносый
В зеленые волны
нырял.
И ветер,
почти незаметный,
чуть-чуть
паруса надувал.
Наверно,
какие-то люди
Глядели
уплывшему вслед.
И кто-то,
наверное, думал:
«Скорей
возвращайся назад».
И мне бы
хотелось на яхте
В открытое
море уйти.
Послушать, о
чем кричат чайки,
Дельфина
увидеть в волнах.
А вечером
после заката
На берег
вернуться домой.-
Но пусть
меня кто-нибудь встретит,
Но пусть
меня кто-нибудь ждет.
Учитель
спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:
-Кто поплыл на
яхте?
-О чём кричали чайки?
-Какие люди встретили его?
-Какой дельфин нырял в волны?
(Кто-то поплыл, какие-то чайки,
кричали о чём-то, какие-то люди)
Почему эти местоимения создают
впечатление загадочности, таинственности?
(Они не дают точного, конкретного
представления о предмете, признаке)
Как называются такие местоимения, вы
узнаете ,прочитав теоретический материал п.65.
(НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ)
Учитель: Записываем тему
сегодняшнего урока « Неопределённые
местоимения»
-Какова же
цель нашего урока? Чему вы должны научиться?
-А что
значит «неопределённый»? (Ответы учащихся)
Словарь
С.И.Ожегова определяет значение слова «неопределённый»:
1. Точно не
установленный;
2. Не вполне
отчётливый, уклончивый.(Слайд №
-А теперь давайте посмотрим, как образуются и как пишутся неопределённые местоимения.
Кто- , кое-кто, кто-нибудь, кто-то, некто.
(слайд
№ )
-А как изменяются неопределённые местоимения?
1 вариант: просклонять неопределённое
местоимение НЕКОТОРЫЙ
2 вариант: изменить местоимение
НЕКОТОРЫЙ по родам и числам.
(Проверяем
по слайду № )
Лингвофизминутка .
Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.
(Ученики встают и
выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.
Выборочный диктант « ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Выписать неопределённые местоимения.
Неопределённые
местоимения.
Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают
сосредоточиться. Витька уже
несколько раз повторил
про себя местоимения,
которые кем-то названы неопределёнными: некто , кое-кто, кое
в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-
нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него
в голове.
Но никто за
ним не заходит , и Витька зубрит дальше.
2 .Замени выделенные местоимения синонимичными, более свойственными
разговорной
речи.
-Друг
рассказал мне нечто интересное.
-_Некто забыл дома
тетрадь.
-Дай мне что- либо почитать
3.Работа в группах:
Задание 1 гр.: вставить подходящие по смыслу неопределенные
местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. (Записано на
доске)
1.
Поздно вечером (:) постучался к нам.
2.
На берегу реки росла (:) пышная зелень.
3.
Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.
4.
Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.
5.
Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.
Проверка
записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.
Задание 2-ой группе: (слайд № ). Списать
предложения, раскрывая скобки.
1. По тёмному небу золотым узором
звёзд написано (не)что торжественное.
2.
Перед костром сидело (не)сколько
человек.
3. Вдруг
раздались чьи (то) шаги.
4. Кто (то)
постучал в дверь.
5. Что (то) прошелестело рядом, кто(то) прош…л
( не)видимый.
Задание 3 группе: составить
несколько предложений с неопределёнными
местоимениями по фотографии ( упр,.№850)
4.Решаем занимательные задачи
1.
Замени фразеологизмом.
-Дурачить кого (то)-………..(обвести вокруг пальца)
- Говорить что (либо) пустое………….(переливать из пустого в порожнее)
-
Обманывать кого –( нибудь) …………(.водить
за нос)
- Делать что (то) плохо, с ленью ……….(спустя рукава)
-Кому-либо всё нипочём…………..(как с гуся вода)
- Очень хорошо ориентироваться ,
хорошо в чём- либо разбираться………
( как рыба в
воде)
2.
Какие неопределённые местоимения встречаются в народных сказках?
(В
некотором царстве, в некотором государстве), ( В некием царстве, в некием
государстве жил- был богатый купец, именитый человек. С.Аксаков « Аленький
цветочек» )
3. Отгадайте
загадки.
- Если ты дашь его кому-нибудь,
всё равно сам держать его должен. ( Слово)
- Кто-то проплакал всю ночь на
лугу,
Сколько слезинок - я счесть не
могу. (Дождик)
Учитель:
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Итог урока:
-Какие
местоимения называются неопределенными?
-Как
образуются неопределенные местоимения?
-Как
пишутся неопределенные местоимения?
-Как
изменяются неопределенные местоимения?
Рефлексия: А теперь, ребята, я попрошу вас
высказать своё отношение к уроку.
Для этого нарисуйте смайлику улыбку.
1.Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил
вас работать –нарисуйте смайлику улыбку.
2.Если урок
обычный, нормальный - нарисуйте
смайлику на месте рта полоску.
3.Если урок
прошёл скучно, вы работали без интереса - нарисуйте опущенные уголки
губ.
Домашнее задание : стр. 161-163 п.
65 упр. 851 (1 или 2 задание на выбор)
Индивидуально: На «5»
написать рассказ или сказку с неопределенными местоимениями.
Источник: http://narod.ru/disk/11258042001/Разработка_Турилова В.А.zip.html |