в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
Иванова Мария Александровна. Обобщение изученного об имени прилагательном»
Ход урока
Мотивационное начало
Учащимся предлагается ответить на загадки.
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...(прилагательное).
Учитель Ребята, скажите, мы с вами закончили изучение темы «Имя прилагательное». Значит сегодня мы на уроке что должны сделать? ( повторить и обобщить знания по теме и подготовиться к диктанту. Хорошо, значит тема нашего урока?(Обобщение изученного об имени прилагательном)
И я вам снова предлагаю отгадать загадку
На опушке в ряд
Домики стоят
В них мёд лежит.
Кто мёд сторожит
И в домах живёт,
Тот гостей не ждёт.(Пчела).
- действительно, это пчела. И сегодня на уроке я вам предлагаю побыть пчелами и собрать свой мед в виде знаний об имени прилагательном. У вас на столе лежат соты. Сейчас они пустые. Но я уверена, что к концу нашего сегодняшнего урока мы их обязательно заполним.
Также на столе у вас лежит лист самооценки . Каждый этап нашего урока вы будете оценивать свою деятельность , а в конце урока поставите сами себе оценку.
2. Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное»
(Проверка д/з, ответы на вопросы учебника. Вопросы формулируются с помощью кубика Блума).Напоминаю вам, ребята, что вы должны четко и полно давать ответ на поставленные вопросы.
- Назови часть речи, обозначающую признак предмета? (прилагательное)
- Поделись, какую форму могут иметь имена прилагательные?( полную и краткую форму)
-Объясни, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Почему имена прилагательные в предложении могут выполнять две разные синтаксические функции( полные – определение, а краткие – сказуемые)
Предложи два кратких имени прилагательных с основой на шипящий и расскажи правило (могуч, свеж)
Придумай простое предложение, где имя прилагательное будет выполнять две разные синтаксические роли (В морозное утро воздух свеж и чист)
Тренировочныеупражнения.
(таблица на слайде)
Гласные в падежных окончаниях
прилагательных
о—е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
Правописание кратких прилагательных с основой
на шипящую
Записать в таблицу словосочетания, распределяя их по видам орфограмм.
Волшебные песни,ветер свеж,средь стройных берез, в лунном сиянии, в холодную воду, из синей воды, ароматного ландыша, в большом овраге, в пахучей хвое, серебристую паутину, в зимней ночи, пирог горяч, на весеннем солнышке, холодным ветром, в дальнюю дорогу, тонкой пряжей, пунцовый, ключевой.
Объяснить написание прилагательных в каждом столбике таблицы.
ФИЗМИНУТКА
Анализ поэтического отрывка с разбором.
Цель - определение роли прилагательных в образности речи, работа над
3.Работа с поэтическим текстом
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами.
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
(И.А. Бунин)
Учитель:
- Найдите в тексте имена прилагательные?
• Объясните правописание окончаний прилагательных
• Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ., определите род, форму числа и падежа всех прилагательных:
Глуши лесной (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши зеленой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши тенистой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши сырой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
В крутом овраге (в м.р, ед.ч., П.П.)
Ну а теперь мы подошли к самому главному, мы повторили и обобщили знания по теме. И можем с уверенность заполнить соты. Сегодня я предлагаю вам заполнить соты в парах. (если останется время прием загзаг- меняются парами . один человек из пары остается в улье, а другая пчелка летит к соседям. Гости рассматривают хозяйские соты и задают вопросы. Хозяева должны обосновать почему именно таким образом расположили свои соты).
4. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки (материал распечатан.)
Утренн.. ветер был свеж..по небу неслись остатки черных туч... Мороз был жгуч... На столе лежала мелоч... Ее ответ был блестящ... Мама какая гореч.. ш..пнула Зоя. На стройке работало несколько тысяч.. человек. Ветер,ветер!Ты могуч.. ты гоняеш.. стаи туч.. ты волнуеш.. сине море всюду вееш.. напростор... Деревни распол..гались среди рощ.. Как легок.. и хорош.. быстрый бег коней которые пасут..ся на просторах роскошных пастбищ... Тяж...лый воздух был пахуч.. и тревожен.