1.Оргмомент
2.Воспроизведение и
коррекция опорных знаний.
Цель данного этапа урока: воспроизвести
знания полученные учащимися по строению насекомых, скорректировать наиболее
трудные для понимания вопросы данного раздела темы.
а) Вступительное слово учителя
(постановка вопроса
проблемного содержания) слайд №2
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными созданиями,
населяющими практически все уголки нашей планеты. Это им посвятил свои строки
А. Майков.
Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой.
В одной древнегреческой легенде говорится: когда-то богиня
цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра,
свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье
всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом
свете. Бог Зевс увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал
нежные лепестки и о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так по
древнегреческой легенде появились на Земле бабочки.
Ребята, а вы согласны с тем, что бабочки – это цветки,
оторвавшиеся от растений? В пределах, какого типа и класса мы изучаем данные
организмы?
б) Выполнение задания:
с использованием пиктограмм по основным
признакам типа Членистоногие (задание выполняется на интерактивной доске) слайд
№3
Ребята к нам на урок было доставлено загадочное послание. О
чем в нем говорится?
У всех членистоногих скажу без промедления
Конечности имеют членистое строение
На несколько отделов расчленено их тело
Отделы из сегментов, такое братцы дело
Скелет у них наружный – хитиновый покров
Он защитить сумеет от всяческих врагов.
в) Постановка
проблемного вопроса о роли насекомых в природе с последующей фронтальной
беседой по вопросам.
И так загадочное послание нами расшифровано. Кстати,
пиктограмма или рисуночное письмо известно человеку со времен неолита.
Ребята! А какая группа членистоногих является самой
многочисленной?
(информация короткой строкой о насекомых подготовленная
учащимися)
Информация короткой строкой
«Насекомые»
На Земле около 1,5 млн. видов насекомых. Большинство из них
занимает наземно–воздушную среду
обитания. Как сложны и разнообразны по своему строению жуки и бабочки, пчелы и
муравьи, как различно строение их тела, крыльев, ротовых органов, как разнообразны
их инстинкты добывания пищи и размножения. Малые размеры, громадная
плодовитость позволили этим животным занять в природе особое место, стать
наиболее многочисленной и широко приспособленной к окружающим условиям группой
животного мира.
В своем произведении «Книга о ночных бабочках» У. Холенд
писал «Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право
господства над планетой».
Как вы думаете, почему
Холенд отводит такую роль насекомым? Почему они так широко представлены на нашей
планете?
г) Входной контроль в
форме тестирования, включающего в себя дифференцированные задания, с
самопроверкой (занесение данных в лист индивидуального контроля знаний).
Проведем индивидуальный контроль ваших знаний. Предлагаю
каждому из вас проверить свои знания, выполнив следующий тест. Работать мы
будем в индивидуальной карте слайд № 4.
д ) Выполнение
индивидуального задания у доски по систематике живых организмов (работа у доски
и в ИККЗ).
Прежде, чем мы познакомимся с особенностями строения чешуекрылых,
я предлагаю вам вспомнить основные систематические категории и сопоставить их с
данными на этой доске. Вы выполняете задание №2
в ИККЗ.
3. Введение новых
знаний (с использованием слайдов презентации, опорных понятий)
Цель данного этапа урока: ознакомление
учащихся с темой, целью и задачами урока, создание условий для мотивации учебной
деятельности учащихся, изучение новых понятий и формирование ЗУН.
Сообщение темы и цели урока слайд № 5.
Какой ученый явился основоположником первой системы живой
природы? В чем еще заключалась заслуга К. Линнея?
Карл Линней с особой любовью
относился к бабочкам, давая названия описываемым видам. Он искал их в
мифах классической древности. Это вошло в традицию у лепидоптерологов, ученых
занимающихся изучением бабочек. Так часто среди названий бабочек встречаются
имена древнегреческих богов, мифических
героев: Киприда, Гектор, Лаэрт, Ио, Аполлон. Они как бы символизируют все самое
яркое, сильное и прекрасное, что радует и восхищает человека.
1.Характерные особенности
чешуекрылых:
а) особенности строения
крыльев (формирование метапредметных компетенций: преломление световых лучей,
интерференция света)
Познакомимся с особенностями строения чешуекрылых. Красота бабочки в ее крыльях, в
разнообразии окраски. Это важный систематический признак отряда. Крылья покрыты
чешуйками, каждая из которых обладает своей преломляющей способностью. Подобно призме, пропуская через себя лучи
солнечного спектра чешуйки, создают удивительную палитру красок (информация о
тропических бабочках) слайды № 6-10.
б) тип ротового
аппарата
Посмотрите на слайд, и определите: какой, тип ротового
аппарата здесь изображен? слайды № 11-12
Перелетая с цветка на цветок, бабочки производят перекрестное опыление растений. Сбор
нектара бабочками осуществляется днем, в сумерки и в ночное время.
в) развитие с
метаморфозом (создание проблемной ситуации на основе стихотворного фрагмента)
Какие типы развития характерны для насекомых? (слайды
№ 13-14, видеофрагмент).
Э.Успенский. Найти биологическую ошибку.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна….
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!
2. Дневные и ночные
бабочки (демонстрация энциклопедии, Красной книги) слайды № 15-16.
Ночные бабочки (мохнатые усики, крылья - сложены кровлеобразно или в виде плоского
треугольника, сочетание элементов
криптической и демонстрационной окраски).
Дневные бабочки (булавоусые, длинный хоботок широкие крылья,
верхняя и нижняя сторона крыльев. Для бабочек характерно мозаичное зрение, криптическая
или предостерегающая окраска, мимикрия).
3. Защитные
приспособления чешуекрылых к среде обитания (введение понятий «покровительственная, криптическая,
предостерегающая окраска», «мимикрия») слайды № 17-18.
Релаксация (проводится под фоновое музыкальное
сопровождение).
Цель данного этапа урока: Снятие утомления мышц опорно-двигательной системы,
профилактика сколиозов и нарушений в
работе органов зрения (использование
здоровьесберегающих технологий).
Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх
подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
4.Воспоизведение
знаний.
Цель данного этапа урока: Овладение
учащимися разнообразными способами учебной деятельности, развитие навыков
работы с тестовыми заданиями.
1.Фронтальная беседа и
внесение данных по характерным особенностям чешуекрылых в таблицу (работа в индивидуальных картах контроля
знаний).
И так, определим характерные особенности строения чешуекрылых
и занесем кратко данные в таблицу.
Выполним задание №3 в ИККЗ. Оцените
степень самостоятельности выполнения задания соответствующим знаком.
2. Использование
технологии интерактивного обучения», работа в группах по заданиям.
Сформируем 3 группы. В каждой выберем капитана, генератора
идей, докладчика, оформителя, хранителя времени, оппонента. Работая, не забывайте о следующем: Есть идея – не молчи, дослушай – потом
говори, знаешь – расскажи, отвергая – предлагай, ибо только в споре рождается
истина. В конце работы каждая группа
должна представить по данному ей заданию свой мини – проект, а капитаны должны
оценить активность участников вашей группы.
Задание группе №1
Используя опорные слова,
«предупреждающая окраска» и «мимикрия»,
ответить на вопрос: почему
птицы не едят ярко окрашенных гусениц и бабочек?
Задание группе №2
Гусеницы бабочки
капустной белянки питаются листьями только крестоцветных растений. Если
соком капусты смочить листья липы, березы или даже бумагу, то они
станут их поедать. О чем это свидетельствует и почему хорошие огородники выпалывают сорные крестоцветные растения на
своих участках?
Задание группе №3
Участок леса был
обработан химическим препаратом
против размножившихся личинок
бабочки непарного шелкопряда, уничтожающих, в больших количествах, листья на деревьях. Через
некоторое время в лесном озере стала
погибать рыба.
Связаны ли между собой
эти события? Какой способ регуляции численности насекомых – вредителей на ваш
взгляд является экологически безопасным
для окружающей среды?
3.Значение бабочек в
природе и жизни человека (сообщение учащегося по теме «Домашние насекомые») слайд № 19.
Информация короткой строкой
«Домашние бабочки»
Основной производитель натурального шелка – тутовый
шелкопряд, в настоящее время в природе в диком состоянии не встречается. Его
родина – Гималаи. Откуда он был завезен в Китай, где шелководство начало
развиваться еще за 2500 лет до н.э. 250
лет назад была одомашнена бабочка китайская дубовая павлиноглазка. А случилось
это так. Китайская принцесса Ли пила чай на открытой террасе, как вдруг в ее
чашку упал кокон. Попытавшись его
извлечь, она потянула за тончайшую шелковистую
нить, раскручивая кокон. С тех пор эта бабочка разводится с целью получения
из ее коконов тончайшего шелка – чесучи.
По страницам Красной
книги (демонстрация Красной книги Саратовской области) слайды № 20-21.
Чешуекрылые играют огромную роль в природе и жизни человека,
осуществляют перекрестное опыление. Но несоизмеримо эстетическое наслаждение от созерцания данных
насекомых в природе. Трудно удержаться от попытки поймать бабочку. Я хочу,
чтобы вы запомнили слова одного писателя, который сказал: «Я сорвал цветок и он
завял, я поймал мотылька и он умер, и тогда я понял, что к природе можно
прикоснуться только сердцем. На
сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями строения и развития
чешуекрылых, вспомнили признаки строения членистоногих, прослушали
дополнительную информацию по новой теме.
5.Домашнее задание (включает
в себя теоретический материал и творческое задание).
Цель данного этапа урока: сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение
и разъяснение критериев успешности его
выполнения.
Ваше домашнее задание вы можете выбрать из списка
предложенного: мини-проект, кроссворд, рисунок.
Критерии успешности выполнения домашнего задания: выбирать задания по
степени сложности, по интересу, по целевой установке, использовать разные
источники информации, работать с учебной и справочной литературой, работать
самостоятельно, в парах, выполнять задания творчески.
В виде мини – проекта
должен быть представлен
материал по наиболее значимым для
вас и интересным с познавательной точки зрения
вопросам темы «Отряд Чешуекрылые». Проект может носить творческий,
информационный или исследовательский характер.
Представляется в форме мультимедийной презентации, устного журнала, стендовой
выставки (данная форма домашнего задания рассчитана на учащихся, занимающихся на «4» и «5»). Остальные
формы предлагаются для выбора остальным
учащимся класса слайд № 22.
Рефлексия. Подведение итогов урока (занесение
данных в лист индивидуального контроля знаний). Что нового вы узнали на уроке?
Что показалось наиболее интересным и значимым для вас? (фронтальная беседа)
Ну и в заключение урока я предлагаю вам еще раз полюбоваться
этими прекрасными творениями живой природы – бабочками. Вершиной
художественного мастерства и шедевром
эволюции. Заставляющих нас быть чище, добрее, совершеннее. Мне хочется,
чтобы наш урок запомнился вам. Может быть, сегодня вы стали чуточку добрее и
пусть этот день будет наполнен для вас яркими красками и веселым настроением (мультимедийная фотосессия «Бабочки» слайд № 22). Материалы к уроку |