1.Организация класса.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
-
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Куда мы
с вами попадём,
Узнаете
вы скоро.
В стране
волшебной мы найдём
Помощников
весёлых.
Посмотрите
все на меня!
Сегодня
экскурсоводом работаю я.
Меня
зовут Наталья Анатольевна, я у вас проведу урок русского языка по развитию
речи.
- Не
теряя ни минутки,
Приглашаю
вас я в путь!
Взять
все знания в дорогу
И улыбку
не забудь!
2. Сообщение цели и выявление темы урока.
(показываю)
Хороши у нас игрушки:
Куклы,
мишки и хлопушки,
Но не
надо забывать:
Игрушки
– не люди,
Но всё
понимают
И очень
не любят,
Когда их
ломают.
-
Ребята. У вас есть любимые игрушки?
- А как
вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)
-
Сегодня нам предстоит большая и интересная
работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.
- Как вы
думаете, на какую тему?
(-на
тему Моя любимая игрушка) ( открываю
доску)1 слайд
-
Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?
( любимая)
- Что
значит любимая?
( Она
очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)
- В
вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.
3. Словарно- орфографическая работа.
- Я тетрадочку открою и как надо положу.
Откройте, пожалуйста,
тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.
- Ребята, давайте поближе
познакомимся с нашими помощниками-игрушками.
- А для чего предназначены
игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)
Но есть
и игрушки- сувениры.
- Как вы
понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).
( 2 слайд) Сувенир- подарок на
память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).
- Какая
из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)
Правильно,
посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.
-
Давайте запишем слова, которые помогут
вам в описании вашей любимой игрушки.
Вот
неваляшка, из какого материала она
сделана? (из пластмасса)
- значит
она какая? - ( пластмассовая ( 3 слайд)– подчёркиваем и запоминаем
орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка ( а
железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая
гласная буква е и удвоенная л)
, а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью
какого-то механизма) ( механическая
– непроверяемая гласная буква е в корне),
а матрёшка у нас какая? (деревянная- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти
расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и
глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).
-
Ребята, а какое свойство имеет эта
игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).
- А вот
эти слова прочитаем хором: ( они же на
доске) ( 4 слайд)
зав..дная
уд..вительная
ч..десная
инт..ресная
з..бавная
-
Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод , к
доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем) - Молодцы!
- А
теперь посмотрите ещё раз на все слова. ( 5 слайд)
- Какой
частью речи они являются? ( Именами
прилагательными).
Выберите те, которые содержат в своём значении
эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная,
чудесная, интересная, забавная)
- Эти
слова помогут вам ярче описать игрушку.
- Именно имена прилагательные
помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные
в своих сочинениях.
4. Работа над предложением.
-Ребята, вы сказали, что у
вас есть любимые игрушки.
- Как называется твоя любимая
игрушка? А твоя?
А вот У Светы любимая игрушка – собачка.
Прочитайте предложение,( 6
слайд)
- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в
предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее
выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что
такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)
- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и
сказуемым?
( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому
ставится тире
- А мы давайте запишем такое предложение ( 7 слайд)
Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на
постановку тире в предложении подчеркните главные члены.
- Прочитай своё предложение….
Хорошо, Молодцы!
5. Физминутка.
Потрудились
– отдохнём,
Встанем
– глубоко вздохнём.
Руки
плавно опустили
Всем улыбки подарили. Садитесь.
Посмотрите
направо глазками, налево,
Опустите
глаза вниз, перед вами лежит текст.
6. Работа с текстом.
Составление плана.
-
Послушайте, как Света написала ( рассказывает)
о своёй любимой игрушке.
В
прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне
игрушку - плюшевого щенка.
У него большая голова со
смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета.
Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный.
Мы с ним играем, вечером вместе
засыпаем.
Я очень берегу мою любимую
игрушку, ведь её подарила мне бабушка.
- Из скольки частей состоит
сочинение ученицы? ( из трёх)
- Ваше сочинение тоже будет
состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
Начнёте вы своё сочинение с
небольшого вступления.
- Давайте подумаем, о чём же
нужно сказать во вступлении?
Каждый из вас записал
предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на
день рождения)
- Вот в
первой части вы и расскажите:
1. Как
называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
- А
какая часть текста самая большая? (2-
основная)
- О чём
в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)
- В ней
даётся описание игрушки (2. Описание
игрушки), сообщаются основные особые
приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего
сочинения.
-
Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно
использовать не только прилагательные, но и
сравнения.
-
Давайте найдём, какое сравнение
использовала Света, описывая глазки щенка?
(
Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).
-
Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…
-Молодцы!
-
Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)
- А вам
чем дорога любимая игрушка? ( Это моя
самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко
живёт)
- Вот в
третьей части своего сочинения вы
выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)
7. Дом. задание.
-
Ребята, мы составили план вашего
сочинения. Он поможет вам логично и
последовательно создать текст. -Давайте
прочитаем…( 8 слайд)
План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?
- Но это краткий план, а
подробный вы найдёте в этом буклете ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой
игрушке» ( 9 слайд)
Так
как времени у нас на уроке мало, вы мне
расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не
в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так оформила работу моя
ученица ( показываю).
8.Устный рассказ.
- Ребята, а какая из этих
игрушек-помощниц вам понравилась?
-Подойдите, возьмите в
руки, рассмотрите поближе.
- А теперь расскажите, чем
она вам понравилась?
- Что привлекло вас в этой
игрушке?
9. Рассказ учителя.
- Ребята, у
меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на
Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем
празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.
- Как вы
думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?
- Что бы
вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?
( Я
бережливая, и в моей семье крепкие традиции)
- А ещё,
ребята, игрушка может рассказать о целом
народе.
10. Экскурс в историю русской игрушки
( приложение №1)
- Как
экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в
историю русской игрушки
( слайды 10- 38на фоне
музыки)Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У
каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления
игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В
каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают
детей.
Многие области России славятся глиняными
игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе
Дымково под Вяткой.
Чем
знаменито Дымково?
Игрушкою
своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости
серей.
В ней
что- то есть от радуги,
От
капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей,
как басы.
Знаменита игрушками и деревня
Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями,
коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных
зверей.
Родина каргопольской игрушки – Русский
север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках
и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.
Каргопольская
игрушка-
Кони,
утушки, кукушки.
Вы
красивы, вы баски-
Очень яркие мазки.
Конь Полкан -любимый персонаж
каргопольской игрушки.
Недалеко от Москвы есть старинное село
Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в
свободное время вырезали деревянные игрушки.
Матрёшка - известный русский сувенир. Эту
деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое
семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых
платках.
Шли Матрёшки
по дорожке
Было их
немножечко,
Три
Матрёны, три матрёшки
И одна Матрёшечка.
Матрёшка – символ русского народного
искусства.
В национальных русских игрушках всегда
ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает
развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах
изготавливают сейчас вручную.
-
Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?
- А вот
это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!
11. Подведение итогов (
рефлексия).Оценки.
-
Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами ( 39 слайд )в мир игрушек,)пора
прощаться с нашими весёлыми помощниками.
- Все
вы ( 40 слайд) хорошо работали, я вам
ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое
впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик, который подходит вашему
настроению после урока.
- Я рада, что вам понравилось, жду от вас
творческих работ.
-( 41
слайд) Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать, в
память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта
Сова.
Урок
окончен. До свидания. МАТЕРИАЛЫ УРОКА |