Эпиграф.
…Все на свете уходит – остается
искусство.
В Боровицкая. (слайд 4)
III. Вводное слово учителя.Мы начинаем наш разговор о византийской культуре. На уроке
мы,естественно,не сможем охватить весь спектр византийской культуры,а
остановимся лишь на некоторых видах
искусства:архитектура,мозаика,иконопись,музыка.
Постановка
проблемы урока:В чём богатство и многообразие византийской
культуры?Каковы художественные особенности византийской культуры?(слайд 5)
Задание
классу: В процессе работы на уроке оформить таблицу.
Виды
искусства
|
Примеры
|
1.Архитектура
|
|
2.Мозаика
|
|
3.Иконопись
|
|
4.музыка
|
|
Работа с презентацией.
IV.1
.Рассказ учителя: (слайд 8-13)В Восточной Римской империи не было
такого упадка античной культуры,как на Западе.Тогда как на Западе многие
достижения античности были уничтожены.Византия оставалась главной хранительницей
культурного наследия и античного мира,и прилегающих к ней стран Востока.Но и ее
культура сильно изменилась под воздействием христианства.
Христианская церковь,в отличии от античного храма,считалась не жилищем
Бога,а местом где верующие собирались для молитвы и совершении обрядов.
В IVв.,когда
христианство было разрешено и начало испытывать потрбность в храмах,таких
зданий ещё не было,их только предстояло
создать.
Сначала
стали использовать уже имеющиеся здания- базилики.Базилика- здание прямоугольной формы разделенное рядами колонн на
проходы,т.н. нефы.
Словарная
работа.Выяснить из каких частей состоял храм? (стр. 60)
Работа
с историческим источником.Вывод(слайд 14)
2.
Согласно канону,в храме было отведено место разнообразному представлению
евангельских сюжетов.На восточной стене обычно изображался Христос в окружении
апостолов,а на западной-сцены страшного суда, на парусах- четыре евангелиста,по
бокам-сцены из жизни Христа.Смысл этих изображений заключается в том,что они
сообщали верующим информацию о евангельских сюжетах,порой неизвестных
неграмотному населению.(слайд 15-19)
В Византии имели место 3 типа изобразительного
искусства: мозаика,фреска,икона. Техника мозаики предполагала сложение больших
картин из маленьких кубиков цветного стекла-смальты.(слайд 20-28)
Фреска-живопись
на сырой штукатурке.
Икона-(от
греч. «образ»)-объект почитания,каноническое и символическое изображение
Бога,Девы Марии,святых,выполненное на гладкой деревянной доске.
Долгое время Византийскую империю раздирали
страсти в связи с отношением верующих к
иконе.Одни-иконоборцы-считали,что,поклоняясь иконам,человек поклоняется идолу,а
не Богу,поскольку Бог есть дух,а дух изобразить невозможно.Их
противники-иконопочитатели-полагали,что, почитая икону,человек приближается к
Богу.
Борьба иконоборцев с иконопочитателями
окончилась безоговорочной победой последних.
3. «Ничто
так не возвышает душу,ничто так ее не окрыляет,не удаляет от земли.не
освобождает от телесных уз. Не наставляет в философии и не помогает достигнуть
полного презрения к житейским предметам,как согласованная мелодия и управляемое
ритмом божественное пение»( Епископ Константинополя Иоанн Златоуст) (слайд 31)
Особе место в византийской цивилизации занимала-
музыка.Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как
обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия и
включило ее в свой культовый ритуал.Основой литургии в Византии стал гимн.
С развитием музыкальной культуры Византии
связаны имена выдающихся музыкантов-это Роман Сладкопевец,создавший до 1000
гимнов;Андрей Критский,один из создателей формы канона;автор «Великого канона»
из 25 строф;Иоанн Дамаскин,заслугой которого стало закрепление 8 основных
ладов,т.е. установление восьмигласия.( слайд 32)
Известно большое количество музыкальных
инструментов применявшихся византийцами.Это кифара,лира,авлос,метавры и др.
V.Выводы.Итог урока.Заполнение таблицы.Ответ
на проблемный вопрос.
VI.Завершающее
слово учителя:Византийская культура не исчезла с падением
Византийской империи.Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта
мировой культуры,который был создан нашими предками,и имеем возможность изучать
и восхищаться этими шедеврами.
VII.Д/з: «Сочинение на тему: «Что
я увидел в храме Святой Софии» МАТЕРИАЛЫ УРОКА |