Орг. Момент. «Дерево настроения»
Учитель: При входе в класс, учащиеся
окрашивают листики на дереве в определенный цвет, который будет соответствовать
их настроению (работа на интерактивной доске)
Зеленый цвет – у меня отличное настроение, я ничего
не боюсь
Красный цвет –
я не знаю, что ждать от урока, немного страшно
Оранжевый цвет – мне очень страшно, я сильно переживаю
Дети делятся на
группы (выбирают листики разного цвета и формируют свои группы)
Урок начинается с просмотра
видеосюжета, где предлагаются фрагменты различных народных праздников (Масленица,
Колядки )
(работа с видео ресурсами)
- Ребята, не могли бы вы сказать, какие
праздники были в увиденном вами сюжете?
Что это за праздники? Как они
называются в целом? (русские народные праздники)
Сегодня мы с вами познакомимся с еще
одним русским обрядом .А вот название этого обряда зашифровано на доске. Что бы
отгадать его, вам нужно назвать элементы русского быта, и на каждый правильный
ответ будет открываться буква на доске.
НОВОСЕЛЬЕ
(Формулировка целей урока)
Что вы знаете об этом обряде?
А что бы вы хотели узнать еще?
(записываем цели урока на доске)
Когда празднуют новоселье? (когда
построят новый дом)
Ну что же я предлагаю вам пойти в
гости на праздник.
(звучит музыка)
А кто встречает гостей на празднике?
(хозяин и хозяйка)
Шаблоны хозяйки и хозяина в русских
костюмах вывешиваются на доску
Обычай старинный гласит:
Новый мир ожидает наш дом.
Всех родных и друзей пригласим,
Чтоб уютно, тепло было в нем!
Учитель: А новоселье – это какой
праздник?
Дети: Семейный
Учитель: Традиции этого праздника
складывались веками, и дошли до наших дней. Но дошли в измененном и упрощенном
варианте. Некоторые элементы этого обряда все же сохранились.
И принимая приглашение хозяев,
вспомним некоторые моменты. Чтобы разыграть этот праздник, надо владеть терминологией
и понятиями. И какая семья-команда лучше знает эти термины, понятия, обычаи.
Дом для наших предков олицетворял маленькую
Домашнюю Вселенную.
Давайте построим наш дом и украсим
его.
(ребята по очереди подходят к интерактивной доске и, называя, перемещают
элементы избы)
Учитель: И вот изба, наконец, выстроена. Сотворена
маленькая домашняя Вселенная, и прежде чем поселиться и буднично жить, эту
Вселенную, как и всякую другую, надо было освоить. Въезд в новый дом
превращался в целое ритуальное действо, имевшее очень глубокие корни.
Сегодня мы вспомним поэтапность обряда "Новоселье” и атрибуты,
которые сопровождали обряд, но в вашей импровизации. У каждой семьи на столах
лежат тексты с описание определенного этапа обряда новоселья. Вы сейчас с ними
познакомитесь. И «заходить в дом мы будем, уже соблюдая определенные правила.
На столе разложены все атрибуты:
кошка, петух, поросенок, овца, корова, лошадь, борода, клубок, домовой,
горшочек, свеча, икона
(Приложение
№1)
1 и 2 группы (по 3 человека) показывают
первый этап входа – "7 ночей” с животными (игрушками). Детям дано задание прочитать
текст, в котором описывается данный обряд, выделить особенности и
инсценировать.
В старину существовал такой обычай:
нужно испытать безопасность жилья. Поэтому в дом человек входил не сразу.
Вначале запускал животных (Приложение 1).
1 ночь = кот с кошкой
2 ночь = петух с курицей
3 ночь = поросенок
4 ночь = овца
5 ночь = корова
6 ночь = лошадь
и лишь на седьмую ночь в дом решался
войти человек.
(Участники выходят на
импровизированную сцену. У каждого в руках свой атрибут -кошка, курица,
поросенок, овечка, корова, лошадь. Дети становятся полукругом и, делая шаг
вперед, обозначают первую ночь, вторую…, демонстрируя атрибут своей "ночи”).
3 группа: (3 человека) Первыми в дом должны были войти люди,
"уставшие от жизни” – старики. Далее, хозяин через открытую дверь вбрасывает
клубок и, держась за веревку, друг за другом втаскивает всю семью по
старшинству. (Импровизированные костюмы, импровизированные двери, клубок ниток
дают возможность участникам пофантазировать в этой части праздника)
Не забывали и про домового.
"Домовой”. Дедушка - соседушка.
Домового пригласите,
Мягкой булкой угостите
Чтоб ваш дом стал охранять
Ваше счастье умножать!
4 группа: (2 человека) вносят иконы,
огонь очага, домовой сор.
5 группа: (3 человека) "Доля”. Символы обжитости должны переносить
только люди молодые, имевшие детей, а не старики. Все должно способствовать
богатству, прибытку, многочадию.
(Атрибуты: горшочек)
Учитель:
1. Подумайте и скажите, какие
элементы обычая дошли до наших дней. Пусть даже немного в измененном или
упрощенном варианте? (вперед в новую квартиру впускать кошку)
2. Возможно ли перенесение в
современных условиях такого момента как перенесение очага из старого дома в
новый? И почему?
3. Какой элемент обряда в измененном
варианте стал в наши дни правилом хорошего поведения (уступать место и дорогу
старикам).
Учитель: Также одной из традиций
являлось: в дом приходить с подарками. Подарки изготавливались своими руками,
т.к. вбирали добрую, положительную энергию мастера и дарили эту энергию добрым
людям.
Практическая
часть урока.
Ваша задача сейчас изготовить подарок
для хозяев, используя элементы оживки, разделки; насыщая этим свою композицию, делая
ее более легкой оживленной. (15 – 17 мин.) (Так как это все же урок, учащиеся
выполняют основной вид работы – это роспись предметов быта.. Объект работы дети
выбирали самостоятельно, определяли композицию орнамента, исходя из формы
предмета. Данная работа выполняется по шаблонам)
(балалайки, часы-ходики, блюдо,
самовар, чашки, разделочные доски,
тарелки, и т.д.) (Приложение №3)
По
завершении работы.
Учитель: Подарки дарятся от души и
самые лучшие. Выполненные своими руками, несут положительную энергию,
оберегающую силу тем, кому предназначены эти подарки. Поэтому в группе решите,
определите какой подарок вы подарите новоселам. А хозяина и хозяйку просим
принять подарки.
(определите самый лучший подарок,
полностью завершенный и вручите хозяевам с некоторой оригинальностью.)
С переездом в новый дом!
Пусть живется славно в нем! (вручает подарок –
разделочные доски)
Пусть живут на новом месте
Счастье, радость с вами вместе! (часы, розетки
и др.)
Мы желаем Вам
Счастье в доме умножать
Нас почаще в гости звать (вручает расписное
блюдо)
С переездом! С Новосельем!
Встретим новый дом весельем! (вручает
расписную балалайку)
(Подарки самые разнообразные по
форме: балалайка, часы- ходики, расписное блюдо, разделочные доски, чаши,
тарелки…)
(Некоторые подарки дарят членам жюри,
остальные вывешиваем на доску)
Итог урока.
Учитель: на столах у вас лежат листы,
где вы должны оценить качество своей работы и работы товарищей. Так как этот
урок необычный, все изделия я просмотрю, оценю и к следующему уроку на обратной
стороне ваших изделий напишу рецензию, по которой вы сможете устранить свои
недоделки, ошибки, неточности. С тем, чтобы их не допускать в последующих
работах.
(Приложение
№2)
Спасибо!
Рефлексия
Учитель: И в завершение нашего урока
мы опять вернемся к нашему дереву. Каждый из вас опять подойдет к доске о
перекрасить свой листочек в определенный
цвет, если он изменился.
Оценка
состояния после урока
Зеленый цвет – я много узнал интересного, мне очень понравилось на уроке.
Красный цвет –
я совсем ничего не понял на уроке.
Оранжевый цвет – мне не очень понравилось на уроке, много было непонятно.
Список литературы
1. М. Семенова "Мы – Славяне”. С. – Петербург "Азбука”
1998
2. Ю.С. Рябцев "Путешествие в Древнюю
Русь” , - учебное пособие. Москва, "Владос” 1995
3. Вл. Петрухин "Славяне”, -
иллюстрированная мировая история. Москва, "Росмэн”. 1998
4. http://lovi.tv/video/download.php?Code=fxrwuuitcq&Format=mp4
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/01/otkrytyj_urok1.rar |