Эпиграф к уроку: на доске. Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не
случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит
побасёнки... В.Г. Белинский
Люблю, где случай есть, пороки пощипать... И.А. Крылов.
1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 2 . Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И
выйдет из него не дело, просто мука.
Учитель : кому принадлежат эти строки? Ученики: это басня Крылова.
Учитель: правильно – это известные фразы И.А.Крылова и это басня.
Тема сегодняшнего занятия «Жанры инструментальной и
вокальной музыки». Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных произведений
известного и удивительно талантливого композитора XIX века, и с его
инструментальным произведением. (слайд №2)
Учитель : На предыдущих уроках мы
выяснили, какую роль играет музыка
в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в
других жанрах литературы. Это известные, увлекательные, поучительные басни
Крылова. Стихотворение А.Исаковского (слайд№3). Сообщение учителя.
Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в
Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности
службы часто переменявший место жительства.
О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина,
без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких
добродетелей».
Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось
даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он
самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным
человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе
познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его
творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на
берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся
ему поговорки и анекдоты. (слайд№4).
С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал
себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл
большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал
сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века
и не потеряли своей актуальности.
Учитель : Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают.
Басни учат, высмеивают и осуждают
невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
В Санкт-Петербурге в Летнем саду (слайд №5-6) и в Москве на Патриарших прудах стоят памятники
И.А.Крылову.(слайд №7 !!!)
Учитель: Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о
великом баснописце? Ученики:
В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать
недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит
мудрости жизни.
Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как
правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под
образами которых автор подразумевает людей. (Определение в тетрадь) Учитель: Для чего нужна
музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень
полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. Дуэт
+ дуэт = ? (квартет) Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова "Квартет”. Учитель: Что такое квартет? (слайд
№ 8)
Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с
латинского "Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из
четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют
четыре музыканта.(определение в тетрадь).
Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть
карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.(заранее
приготовленные вырезанные из заготовок человечки: мальчики и девочки)
Соло буду петь один, А дуэт с товарищем. Трио
с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.
Учитель: Приведите примеры квартетов. Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец –
квартет. Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато
очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки,
альт и виолончель.(слайд№9)
СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР :
И.А.Крылов «Квартет»
видео-ролик:
книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет»
(слайд №10)
Видео – клип составлен по изданию:
Крылов, И.А.Квартет: Басни Серия: Книга за книгой Издательство: М.: Детская
литература. Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г. ISBN: [не
указан]; Формат: стандартный Язык:
русский Квартет Проказница-Мартышка, Осел, Козел,
Да
косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, *, альта*, две скрипки*
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, ("музыка"1), а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка.
- Погодите! Как
музыке идти?
Ведь вы не так сидите. Ты
с басом*, Мишенька, садись против альта*,
Я, прима, сяду против вторы*,
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет (музыка»1);
Он всё-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет,
- Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд («музыка»1),
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы,
И споры, Кому и как
сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
"Пожалуй, - говорят: -
возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у
нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как
нам сесть!" - "Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье. И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей: - А вы,
друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты
не годитесь".
Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Басни. М.: Дет.
лит., 1979, стр. 65 - 67.
* Альт и бас - музыкальные струнные инструменты. * Прима
- первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка.
1 "Музыка" во время звучания басни представляет собой
полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не
согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. "Кто
во что горазд" - вот "стиль" этой квартетной "музыки".
Музыкальные
инструменты : назовите их. К какой группе инструментов они относятся?На
каком инструменте в басне Крылова пытались играть каждый из животных? Назовите
эти инструменты и соответственно зверя с инструментом . Рассмотрите их
внимательно.(слайд №11).
Учитель: Почему виолончель Крылов называет "басом”? Учитель:
Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
Художники и басня
И.А.Крылова.(слайд№12)
Учитель: Какую роль играет музыка? Учитель: С какой целью она здесь использована. Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев,
ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. Учитель: Какая музыка по характеру?
Учитель: Может у такой музыки
быть композитор? Учитель:
В чем мораль сей басни? Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание
и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Учитель:
А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих
музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.
Удрученные и понурые поплелись «музыканты» в лес мимо
высоких, столетних деревьев и каждый
думал о том, что ничего не вышло у них из такой благородной затеи. Долго они
шли по лесу, уже солнце клонилось к закат . Вдруг, вдалеке им послышались ,
ласкающие их мохнатые, чуткие уши , прекрасные и чарующие своим звучанием
голоса. Они пошли на звуки красивой мелодии и их взору открылся прекрасный пруд
с чистой и прозрачной водой, вокруг которого был парк.
Это звучала МУЗЫКА!!! (слайд № 13 !!!)
СЛУШАНИЕ: НОКТЮРТ ИЗ КВАРТЕТА №2 А.П.БОРОДИНА
Учитель : что отличает
прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из
басни И.А.Крылова?
Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у
вас?
Ученики : Медленно,
тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт
мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и
уверенно проводит виолончель. Учитель: Кто исполнял эту музыку? Ученики:
Инструментальный ансамбль. Тема переходит
от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса
здесь достигается звучанием струнных инструментов.
Учитель : Это музыкальное произведение написал Александр
Порфирьевич Бородин - русский
композитор и учёный-химик .Это звучал ноктюрн (третья часть) . А произведение
называется «Квартет №2» (слайд
№14) (Показ портрета А.П.Бородина)
А.П.Бородин был одним из создателей органической химии,
выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти
– к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории
человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в
столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.
Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Тогда
же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду –
от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е.
музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки,
виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в
1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования,
понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья. Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился
он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а
позднее и итальянским.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет
написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных
инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В
это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для
флейты с фортепиано .Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться
химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Музыка подружила композитора с молодой талантливой
пианисткой Екатериной Протопоповой,
которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних
сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет,
когда был за границей, вдалеке от жены.
Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая
музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную
музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. Учитель :В руках настоящих музыкантов
музыка звучит ярко, выразительно.
(слайд №15) – итог, повторение.
Учитель: Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка - Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека - Поёт про вечер лунный.
Как
ясен звуков перелив, - В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив - Его выводит…..( скрипка).
Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где
музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался
продать этот волшебный инструмент, и почему?
Ученики: "Волшебный смычок”. Старик отказался продать скрипку богачу за
амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему, а всем. Эта песня о необыкновенной силе музыки, которая необходима
человеку, как пища. Учитель:
Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню. Исполнение песни "Волшебный смычок” (слайд №16-17)
Поиграем в игру «Найди свою пару». Условия игры: У одних —
начало известной басенной фразы, у других — её продолжение. Надо собрать эти
фразы и сказать название басни. Найти соответствие.
У сильного всегда А Васька слушает
Чтоб музыкантом быть, Когда в товарищах согласья нет,
Ты виноват уж в том, Оглянуться не успела,
Чем кумушек считать трудиться, бессильный виноват.
да ест. так надобно уменье.
на лад их дело не пойдёт. что хочется мне
кушать.
уж зима катит в глаза. не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог:
какую же роль играет музыка в литературе? Какого жанра звучала сегодня музыка? Ученики:
Музыка обогащает литературу. Звучала инструментальная музыка.
(слайд №18)
Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке
получит оценку.
Домашнее задание: (слайд№19)
1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего
урока. 2)
Читать басни Крылова и обратить особое
внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.
3) Изобразите в рисунке что
можно было бы обозначить термином «квартет».
В работе
использованы ресурсы сети интернет и сайты интернета:
http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки
http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL
http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0
http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf
http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg
http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg
http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2
http://moscow-music.narod.ru/klassika/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист
http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064
http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация
(видео-ролик загружен по ссылке
http://viki.rdf.ru/item/590/download/
"Квартет" (Крылов)
Добавлено: 2008-08-27
Автор: Синецкая Галина
http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/
http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351
Источник: http://files.mail.ru/XORWGB |