- Организационный момент.
- Формирование новых знаний.
Слайд 2. Вспомним из
предыдущих уроков, что мы знаем о городе. (ответы учащихся)
•
Слайд
3 - 4. Тема Петербурга – одна из
сквозных тем живописи и русской литературы 19 века. К ней обращались такие
известные художники как С. Ляхович, Е. Дубицкий, Ренуар. Воспевали Петербург
Пушкин и Гоголь, для которых этот город связан с темой «маленького человека», а
Петербург Достоевского – с темой «униженных и оскорблённых». Роман
начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать…
•
«Серый
город, каменные джунгли…» так о городе (мегаполисе) спустя более чем 100 лет напишет Павел Серый.
Так что же это – ГОРОД? Давайте разберем понятие «Город» и все, что связано с ним.
Слайд 4. Мир растет вместе с нами. Вначале это двор, песочница, куличики, потом
детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и
парками, мостами и стадионами, старинными зданиями и новостройками, которые
выросли на твоих глазах. Значит ли это, что
развитие города можно сравнить с
развитием человека? (вопрос учащимся) Почему?
У города тоже бывает детство, он раскидывается на холмах и постепенно становится зрелым, превращаясь
из небольшого поселения в огромный город
с великолепными постройками.
Слайд 5
•
Город – это живой, постоянно развивающийся и
обновляющийся организм…
•
Город — крупный населённый пункт, жители
которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Слайд
6
Бывают города «младенцы» (как вы
думаете, почему?) – на совершенно новом
месте создаются новостройки , но так
бывает редко.
•
Современный город представляет как одновременное
существование прошлого и настоящего. В нем смешиваются разные стили – от давно
ушедших в прошлое и до самых современных, почти фантастических.
Развитие
такого города требует большого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой материи.
Слайд 7
Застройка
города ведется по определенному плану , и вот, для того, чтобы неповторимая
красота веков не исчезла, появляется
целая наука по теории и практике планировки и застройки городов, которая
называется одним емким словом – градостроительство.
Градостроительство
родилось из архитектуры. С ростом и усложнением структуры городов появилась
специальная дисциплина — градостроительство, которая охватывает комплекс
общественно-экономических, строительно-технических,
архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же
причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная
градостроительства.
На протяжении
всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные
условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой
образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле
архитектора.
Слайд8
Основными задачами
градостроительства является:
•
создание
городов и поселков, имеющих индивидуальный облик,
•
решение
городских экологических проблем,
•
преодоление
монотонности типовой застройки,
•
сохранение
и научно обоснованная реконструкция старых городских центров,
•
бережное
сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными
зданиями.
Слайд9
•
В
градостроительстве все подчинено структуре (внести новое определение в
словарь). Структура (строение, расположение), определённая
взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство
чего-либо.
Слайд10
•
На предыдущих уроках мы говорили, что в создании
городской среды немаловажную роль играют дороги. Дороги – каркас городского
пространства, а улицы и площади организуют пространство города, связывая его
части в единое целое.
Слайд11
Расширение городского
пространства и необходимость быстрого передвижения в городе вызвало появление
автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это изменило облик города, его
планировку и структуру.
Слайд12
Усложнение
жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города стали
расширятся за счет окраин.
В одних районах
сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы – жилые.
Слайд13
И если
посмотреть на город сверху, то он предстанет в виде пятен различных очертаний.
Это результат городской планировки. Существует три основных типа планировки.
Предлагаем работу по учебнику-
стр. 112 5-6 абзац.
Рассмотрим эти типы.
После
окончания работы в учебнике, предлагаем блиц – опрос по 3 фотографиям
представленных на слайде городов
отгадать, какие типы планировки представлены под номерами 1 – 3.
Слайд14
Ракурс в
историю: II тыс. до н. э применялась разбивка города на
геометрически правильные кварталы.
Слайд15
Идеальные
города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы
прошлого. Возможно, что-то подобное архитекторы будущего будут создавать в
реальном мире. По крайней мере, идеальный город Ромолонтино, который построил
на бумаге Леонардо да Винчи, сейчас на полном серьезе считают городом будущего.
Планы
идеальных городов причудливы, обладают некоей странной красотой, и иногда
являются фракталами (ссылку на книгу о фрактальной архитектуре вы найдете
ниже).
Кроме того,
идеальные города чем-то напоминают графическую поэзию или графические
музыкальные партитуры. И там, и здесь - фигуры, лабиринты, звезды… Но в случае
с городами, вместо нот или букв внутри каждой фигуры - улицы и дома. Можно
представить, как эти дивные графические объекты должны бы выглядеть с воздуха,
с неба... Если б они были построены, вид на нашу планету стал бы поистине
фантастическим!
Слайд16
Проект
идеального города Сфорцинда
Анто́нио Филаре́те, 1400 -1469 , итальянский
архитектор
Пальманова — итальянская
коммуна в провинции Удине.
Слайд17
•
В любом городе практически всегда можно выделить
– Центр или деловой район. Центр города(или деловой район) – особое место,
имеет свое лицо, свою непередаваемую атмосферу. Центр города – есть «сердце
его» Корбюзье .
Слайд18
Каждый район,
в свою очередь, делится на более мелкие части – кварталы и микрорайоны.
Кварталы –
это территории, застроенные зданиями и отделенные друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания
преобладают в квартале, они могут быть торговыми, жилыми, банковскими и т.д.
А несколько
связанных между собой кварталов создают микрорайоны – самостоятельные, но более
мелкие, части города, в которых существует все необходимое для повседневной
жизни людей.
Но горожане
не замыкаются в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и
парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь району, кварталу или микрорайону.
Слайд19
Спланировать
город – труднейшая задача для архитектора, но
человеческой мысли нет предела, и вам предлагается посмотреть несколько
видов великолепнейших городов, где современность и здания старинной архитектуры
застыли в неповторимых ансамблях.
Слайд20
Итоговые
вопросы по теме: «Живое пространство
города. Город, микрорайон, улица».
•
В каком городе ты хочешь жить?
•
Что лучше:
город, созданный по идеальному
плану, или город, сложившийся исторически?
Практическое задание: (10 мин.) мини - эссе «Прогулка по городу»
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стр. учебника 110-115 задание №1
(графическая схема)
МАТЕРИАЛЫ УРОКА |