1.
Оргмомент.
2.
Психологический настрой.
В качестве
психологического настроя на урок учащимся предлагается прослушать отрывок из саундтрека
к кинофильму «Собачье сердце» (1988 г).
3. Вступительное
слово учителя: Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем
работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем
постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на
особенности его стиля.
Вначале урока мы сформулируем с вами вопрос и
в течении всего урока вы должны будете найти на него ответ.
4. Проверка
домашнего задания. Учащиеся
представляют вниманию учащихся презентацию на тему «Жизнь и творчество М. А.
Булгакова» ( задание было дано группе учащихся накануне проведения урока),
обзор повести «Собачье сердце».
Учащимся предлагается
пересказать повесть «Собачье сердце».
5. Изучение нового материала.
Беседа с учащимися.
§
- можно ли назвать повесть М.А. Булгакова «
Собачье сердце» «Острым памфлетом на
современность»?
«Восемьдесят лет назад молодой Михаил Булгаков написал вещую повесть
«Собачье сердце», которой мы не устаём удивляться
сегодня и которую постоянно
перечитываем с упоением.
Её можно прочесть и как опыт
художественной антропологии и патологоанатомии, показавший удивительные духовные превращения человека под бестрепетным
скальпелем истории». Так
прокомментировал повесть Всеволод Иванович Сахаров.
- Ребята,
давайте с вами вспомним сюжет повести? (В центре произведения поставлен
невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан
на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского.
Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и
пьяницы Клима Чугункина, Преображенский ко всеобщему изумлению
получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа
Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и
дурные привычки Клима Чугункина,
и профессор вместе с доктором Борменталем
пытается воспитать его. Он все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор
вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается
идиллически: профессор Преображенский занимается своим прямым делом, а
присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.).
- Мы с вами
говорим о том, что повесть эта сатирическая. Давайте вспомним, а что такое
сатира?? (Сатира - вид комического(komikos- греч.,
весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой
является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат
пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство
противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры - противоречие
между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.).
- Работа в
группах. Ребята, я вам предлагаю вам
поработать в группах
1 группа.
Вопросы:
- От лица
кого идет повествование в первых главах?
- Какое
отношение сложилось к собаке?
2 группа.
Вопросы: Почему профессор не наказывает Шарика,
когда тот разорвал чучело совы?
3 группа .
Вопросы:
- Приведите
примеры сатирического изображения
действительности в первых трех главах повести?
После 3 минутного обсуждения в группах, один из
представителей группы отвечает на поставленные вопросы.
§
- А теперь я Вам предлагаю посмотреть эпизод из
фильма « Собачье сердце» и ответить на вопросы:
§
Так что же такое «разруха» в понимании
профессора Преображенского? И как с ней бороться?
§
Есть ли здравый смысл в рассуждении
профессора?
Релаксация: Ребята, в начале
нашего урока, когда нам рассказывали о жизни и творчестве М.А. Булгакова, мы
узнали, что огромное влияние на его творчество оказала музыка Бетховена. Сейчас я вам предлагаю расслабиться и
послушать отрывок из « Лунной сонаты».
Я вам снова предлагаю поработать в группах с вашими
рабочими листами. Ответьте мне на
следующие вопросы:
Составьте сравнительную характеристику героев,
использую высказывания, что у вас приведены в рабочих листах.
1.
«Я сторонник
разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»
2.
- Почему же вы –
труженик? -Да уж известно – не нэпман. «Взять всё, да и поделить»
3.
« В театр я не пойду…
дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего.»
4.
«Сегодня в Большом –
«Аида». А я давно не слышал. Люблю…»
5.
«Вчера котов душили,
душили»
6.
«Никого драть нельзя. На
человека и на животное можно действовать только внушением»
7.
«И произносит
контрреволюционные речи»(Из доноса Шарикова на профессора)
8.
«На преступление не идите
никогда… Доживите до старости с чистыми руками»
У учащихся должна получиться следующая таблица:
|
Преображенский
|
Шариков
|
Взгляды
на жизнь
|
«Я
сторонник разделения
труда.
В Большом пусть
поют,
а я буду оперировать.»
|
-
Почему же вы – труженик?
-Да уж
известно – не нэпман.
«Взять
всё, да и поделить»
|
Интересы
и развлечения
|
«Сегодня
в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»
|
« В
театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше
всего»
|
Отношение
к животным
|
«Никого
драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только
внушением»
|
«Вчера
котов душили, душили»
|
Отношение
к людям
|
«На
преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»
|
«И
произносит контрреволюционные речи»
(Из
доноса Шарикова на профессора)
|
6. Подведение итога урока. В начале нашего урока мы
поставили с вами проблемный вопрос.
Давайте подведем итог нашего урока и ответим на поставленный
вопрос. (Булгаков использует прием
гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады
(сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она
отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные
приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский
переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В
результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне
реально.)
- О чем заставила вас задуматься
повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце”?
- В чем актуальность предупреждений М.А.
Булгакова?
- Нужно ли "искусственно
фабриковать” людей, вмешиваться в жизненные процессы?
Что вы думаете о клонировании?
7.
Рефлексия:
Рефлексия на данном уроке носит оценочный
характер. Так как большую часть времени
ребята работали в группах, им предлагается выставить оценки самому себе, затем
каждый член группы выставить оценки своему «партнеру», затем общую оценку
выставляет учитель. Данная система учит
адекватно оценивать себя и окружающих, самокритично относиться к своей
деятельности.
8. Дифференцированное домашнее
задание:
1.
Просмотреть фильм режиссёра В. Бортко "Собачье сердце” полностью. Затем
сравнить с текстовым вариантом произведения: сохранил ли режиссёр авторский
замысел произведения?
2. Написать
сочинение – рассуждение «Сатирическое изображение новой социальной обстановки
в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Источник: http://files.mail.ru/O6QPPF |