- Организационный момент.
Здравствуйте
дети. Сегодня у нас урок изучения нового материала. На ваших столах имеются
индивидуальные листы контроля знаний, тесты, карточки рефлексии, сигнальные
карточки.
Давайте
подпишем индивидуальные листы контроля.
Итак, тема
сегодняшнего урока «Слон, иголка и другие, или…..».
2. Создание
проблемной ситуации:
Что же
связывает между собой такие разные физические тела? Надеюсь, название урока вас
заинтересовало и в ходе урока мы с вами попытаемся не только понять смысл этой фразы, но и закончить ее.
3.
Формирование проблемы:
У меня в руках
1 том книги Перельмана «Занимательная физика». Перелистывая ее, я обратила
внимание на рассказ « Наподобие
Левиафана». Послушайте выдержки из него.
(Учитель
читает отрывок из рассказа).
Вопрос
учащимся: Почему это происходит?
Может ли служить ответом на мой вопрос отрывок из стихотворения М.Ломоносова:
На твердых камнях возлегает
И твердость оных презирает
Для крепости великих сил,
Считая их за мягкий ил…
4. Поиск
способов решения проблемы:
Чтобы мы с
вами смогли правильно ответить на все поставленные вопросы: (на слайде): 1. Что общего между физическими телами
«слон» и «иголка».
2. Можно ли используя стихотворение
М.В.Ломоносова «Левиафану» объяснить, почему «возлежать» на твердом ложе также
мягко, как на иле , я предлагаю вам поработать сегодня в качестве
экспертов. Нам необходимо создать 4 группы по 2 эксперта в каждой : две – расчетные, две– экспериментальные.
Эксперты
расчетчики должны заполнить пустые клетки таблицы, рассчитав неизвестные
физические величины (ее вы видите на доске), а
экспериментаторы – провести эксперимент по предложенному им плану,
записав результаты на доске.
Ну, а мы с
вами давайте вспомним (фронтальный опрос)
- С какими физическими величинами вы уже
познакомились в курсе 7класса?
Масса,
скорость, плотность, путь, время, сила, вес, сила тяжести, упругости, давление.
2. Что такое
давление?
3. В каких
единицах измеряется давление?
4. По какой формуле его можно рассчитать?
5. Как определить силу давления?
6. Как
определить площадь опоры?
Группы готовы
к отчету, и мы слушаем их.
На доске
заполнена таблица, на слайде она также высвечивается и дети работают с ней.
Вопросы:
1. Какие
особенности в данной таблице можно заметить?
2. Рассмотрите
первые 4 строки: что вы можете сказать о давлении?
3. Почему?
Какую
зависимость между давлением и площадью можно рассмотреть? (чем больше площадь,
тем давление меньше и наоборот).
4. Как в
математике называют такую зависимость? (обратная пропорциональность).
Проанализируйте аналогично остальные строки
таблицы. Какую зависимость можно
рассмотреть? Как она называется в математике?
Сделайте общий вывод и результат запишите в
свои индивидуальные листы. Для этого используйте те ключевые слова, которые
вам предложены
А теперь послушаем отчет экспертов –
экспериментаторов.
Сделайте,
пожалуйста, вывод по результатам опыта. Вывод:
Чем больше площадь основания, тем меньше давление, т.е. давление обратно
пропорционально площади основания. Чем больше сила, тем больше давление.
6. Формулировка
выводов.
Итак, мы с вам
двумя способами: аналитическим и экспериментальным вывели одну и туже
зависимость: чем больше площадь
основания, тем меньше давление и наоборот.
Давайте это
еще раз продемонстрируем это (учитель проводит опыт с куском пластилина, двумя проволоками разной толщины с
подвешенными на них грузами одинаковой массы).
7. Динамическая
пауза.
- Встаньте
прямо, расправьте плечи, поднимая руки,
встаньте на носочки, плавно опустите
руки в низ и встаньте на полную ступню
- Прикройте
глаза подушечками указательных пальцев, слегка надавив на глаза. Откройте глаза
и посмотрите в даль.
- Увеличьте
давление на пол в 2раза.
- Уменьшите
давление на пол в 2раза.
Молодцы.
Садитесь.
8.
Закрепление изученного в знакомой ситуации.
Вы только что
стояли то на одной ноге, то на двух.
1. Одинаковое давление вы производили на пол?
2. Изменилось
ли ваше давление на пол когда вы встали на носочки, подняли руки?
3. А зачем вы
нажимали на глазные яблоки? (Надавливанием на веко мы стимулируем
кровообращение в глазной мышце и активизируем ее деятельность).
Стоя в классе
то на одной, то на двух ногах мы изменяли давление. И выяснили, что на двух
ногах стоять полезнее, удобнее, комфортнее. И как сказал К.Прутков: «Человек
раздвоен снизу, а не сверху – для того, что две опоры надежнее одной»
9. Первичный
контроль знаний учащихся.
Ответьте мне на следующие вопросы:
1. Какой
лопатой легче копать?
2. Почему
мальчик так себя ведет?
3. Почему у
тракторов, вездеходов широкие гусеницы?
Молодцы. А
теперь посмотрите в свои индивидуальные листы. Вы видите там таблицу. Сейчас вы
по ходу показа слайдов презентации вы будете ее заполнять по образцу, который у
вас там есть.
. Надеюсь, вы
заполнили все графы таблицы правильно. Таким образом, мы рассмотрели способы
изменения давления в технике, а теперь рассмотрим примеры из живой природы.
Ответьте на следующие вопросы:
4. Почему мы
не любим комаров?
5. Почему
собирая крыжовник легко уколоться или поцарапаться?
А теперь
продолжим заполнение таблицы.
Итак, вы все
заполнили таблицу, а теперь проверим правильность ее заполнения. На слайде вы
видите правильные ответы. Проверьте ее используя критерии оценок (они есть у
вас в индивидуальных листах) поставьте себе оценку. Поднимите сигнальную
красную карточку, если вы поставили себе «5», синюю – «4», желтую – «3».
10.Подведение
итогов.
Ну, а теперь
давайте вернемся к началу урока. Тема нашего урока: «Слон, иголка и другие,
или…»
Вопросы:
1. Что же
связывает между собой такие разные физические тела?
2. Какие еще
физические тела здесь можно перечислить?
3. Как можно
закончить предложение?
(Дети
записывают в свои индивидуальные листы тему урока).
А теперь я
напомню вам стихи М.Ломоносова, посвященные Левиафану:
На твердых камнях возлегает
И твердость оных презирает
Для крепости великих сил,
Считая их за мягкий ил…
И свой вопрос: Может ли служить ответом на мой вопрос
отрывок из стихотворения М.Ломоносова. (Нет, т.к. здесь просто вес тела
распределяется на большой площади, а чем больше площадь основания, тем меньше
давление).
11. Выходной контроль знаний учащихся
А теперь
посмотрим, как вы усвоили данную тему. Выполните, пожалуйста, тест, выбирая
правильный вариант ответа.
Итак, вы
справились с тестом, а теперь давайте его, проверим. Поменяйтесь работами и
проверьте по образцу на слайде. Используя критерии, оцените тест. Поменяйтесь
работами. Поднимите сигнальную красную карточку, если вам поставили «5», синюю – «4», желтую – «3».
Давайте еще
раз вернемся к теме нашего урока. Все ли способы изменения давления мы
рассмотрели? Вспомните наши выводы. ( Мы не рассмотрели увеличение давления за
счет увеличения силы)
Физика – наука
многогранная, полная открытий, и поэтому получение больших давлений на больших
площадях это и есть ее заслуга.
Создание
высоких давлений в лабораторных условиях осуществляется при помощи сильных
прессов. Усилие пресса передается поршню малой площади, он вталкивается в
сосуд, внутри которого хотят создать большое давление , например порядка
100млн.Па .Для получения еще больших давлений опыт усложняется, т.к. материал
таких давлений не выдерживает.
Как же быть?
Где это применяется? Где это можно наблюдать в природе?
На все эти
вопросы нам сейчас ответят ваши одноклассники. Они провели небольшие
исследования и подготовили к защите свои минипроекты:
Тема моего
проекта: Получение сверхвысоких
давлений.
Работая
над проектом, я преследовала следующую цель: Как можно получить
сверхвысокие давления?
Ведь таких давлений материал сосуда не выдерживает.
Природа и здесь пошла нам навстречу. Оказывается, что при давлениях порядка
2миллиардов паскалей металлы существенно упрочняются.
Поэтому аппарат для получения сверхвысоких
давлений погружают в жидкость, находящуюся под давлением порядка 3миллиардов паскалей.
В этом случае удается создать во внутреннем сосуде, с помощью поршня, давление
порядка 10 миллиардов паскалей.
Наиболее
высокое давление 4,25*1010Па было получено американским физиком
Перси Бриджменом.
Тема моего
проекта: Получение искусственных
алмазов.
Работая
над проектом, я преследовал следующую цель: Когда были получены первые
искусственные алмазы и что для этого необходимо.
Интерес к
получению сверхвысоких давлений совсем не праздный. При таких давлениях могут
происходить явления, которые невозможно вызвать иным способом.
В 1955году в лабораторных условиях были
получены искусственные алмазы. Для этого понадобилось давление в 10 миллиардов
паскалей и вдобавок температура в 23000С
Тема моего
проекта:
Сверхвысокие давления вокруг нас.
Работая
над проектом ,я преследовала следующую цель: Рассмотреть применение
сверхвысоких давлений в природе и технике.
Сверхвысокие
давления порядка 30 миллиардов паскалей на больших площадях образуются при
взрывах твердых и жидких взрывчатых веществ: нитроглицерина, тротила.
Несравненно
более высокие давления, достигающие 1018Па, возникают внутри атомной
бомбы при ее взрыве. Давление при взрыве существуют очень короткое время.
Постоянно высокие давления имеются в глубинах
небесных тел, в том числе, конечно и в глубине Земли. Давление внутри земного
шара равно примерно 300 миллиардов паскалей.
Работая над
проектами, мы использовали ресурсы – Интернет, энциклопедии для школьников,
научно-популярные журналы.
12.
Подведение итогов урока.
О чем узнали на уроке?
Чему научились?
13.
Выставление оценок за урок.
14.
Домашнее задание.
По желанию на выбор:
1. Написать рассказ о способах
изменения давления в природе.
2. Рассчитать
давление, которое вы оказываете на пол двумя ногами.
И в заключение
урока еще одна народная мудрость: : «Человек неученый, что топор неточеный:
можно дерево срубить, да измаешься»Поэтому человек должен учиться всю свою
жизнь. Учитесь вы, учусь и я. Я думаю, что сегодняшний урок не пройдет
бесследно: Вы получили знания, опыт общения…Мне бы хотелось сегодня узнать ваше мнение об уроке. Пусть ваше
внутреннее «Я» проанализирует эту работу.
15. Заполните карточки рефлексии.
Источник: http://narod.ru/disk/47257006001.45a43da2ce6f71c92fd7acab093b3e05/5%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D |