I.
Приветствие учащихся. Организационный момент.
II.
Вступительное слово учителя.
III.
(Одним из старейших жанров (qanre— (франц.) вид) литературы является басня. Она широко
представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции
басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп,
много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут
преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
В
России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И.
И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают
работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.
III.
Чтение статьи «Русские басни» Запись
в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
III. Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.
Детство
Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, через службу получивший
дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще
меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в
мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его
читать и писать. Об раз матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь -
именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла,
поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать
мать и брата.
Став
взрослым, Крылов пробует писать в жанре трагедии. Эти произведения писателя не
имели успеха. Но комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпуск
журнала («Почта духов», «Зритель») и первые басни («Дуб и трость», «Разборчивая
невеста») принесли успех молодому поэту, слава которого начала расти.
При
жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко
отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой
деятельности. В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича
легких, что явилось следствием пневмонии. В Летнем саду был установлен памятник
(Скульптор Клодт
IV. Знакомство
со статьей о писателе в учебнике.
V.
Закрепление материала по вопросам:
1. Где родился писатель?
Назовите дату рождения.
2. В каком возрасте и где
пришлось писателю начать свой трудовой путь?
3. Какие произведения
приносят известность И. А. Крылову?
4. Расскажите о басне. Когда
зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?
5. Какие басни Крылова вы уже
читали? Какие из них знаете наизусть?
VI. Чтение и
анализ басни «Ворона и Лисица»
Знакомство с текстом. Анализ
басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте
басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так
унижаться, чтобы попробовать сыр?
3. Что использует Лисица для
достижения своей цели? Каково ее поведение?
4. В чем заключается глупость
Вороны?
5. Можно ли сказать, что
Лисица издевается над Вороной?
6. В чем смысл басни? (Нужно
уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои
способности, возможности.)
7. Можно ли принять к
сведению мораль этой басни сегодня? (обсуждение)
VII. Работа с
иллюстрациями к басне.
Художники,
приступающие к иллюстрированию басни, всегда учитывают ее жанровые особенности.
Басню характеризует занимательность повествования и зачастую напоминающего
сказку о животных, и поучительность, которая находит отражение в морали,
близкой по своей емкости и афористичности к пословице. Комментируя басню,
иллюстраторы не могут не учитывать и ее занимательности, и ее поучительности.
Но в центре внимания художников всегда оказывается сама басенная история, так
как рисунку неподвластны отвлеченные понятия, содержащиеся в морали
произведения. Каждый из художников находит свои изобразительные средства, чтобы
отозваться на основное повествование басни. Иллюстрация Строгановой и Алексеева
к басне «Ворона и Лисица» пронизана ироническим отношением к героям и событию.
Она вызывает у зрителя-читателя улыбку, заставляет перечитать басню и с особым
вниманием отнестись к тем строкам, которые определили характер рисунка.
1.
Вчитайтесь в басню. Какие ее строки помогли иллюстраторам найти позы и движения
басенных персонажей? Разделяете ли вы иронию художников?
2.
Сопоставьте Ворону и Лисицу Крылова с басней «Ворон и Лисица» древнегреческого
баснописца Эзопа, автора свыше четырехсот коротких прозаических басен.
Чтение басни Эзопа учителем.
В
чем сходство и различие основного повествования и морали басни Эзопа, сюжеты
которого стали для более поздних баснописцев традиционными, и басни Крылова?
(ответы учащихся). Кто более ироничен в басенном рассказе? В какой мере
стихотворная форма сообщает басне Крылова живость и выразительность (просмотр
мультипликационного фильма «Ворона и Лисица», слайд 16)?
Вывод:
И.
А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто
льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить
льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («... лесть гнусна,
вредна»).
И.
А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в
образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать
истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым
накапливая жизненный опыт.
VIII.
Итоги
урока. Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание.
Прочитать наизусть басню в
лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/01/basni_i.a-krylova.zip |