Ход проекта Урок - путешествие на тему: «Свет – наш, солнышко» Приложение 1 (презентация) 1. Организационно-подготовительный этап. Цель этапа: приветствие, организация внимания и раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем корабле, а вы будете его пилотами. - Внимание! Всем пилотам занять свои места! Слайд 0 Игра «Старт» Учитель: Пристегнуть ремни! Ученики: Есть пристегнуть ремни! Учитель: Включить зажигание! Включить мотор! Ученики: Есть включить мотор! - 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0, СТАРТ! 2. Постановка учебных целей. Цель этапа: обеспечить мотивацию учения. Учитель: Командир корабля, доложите, как идёт полёт? Командир: Две минуты, полёт нормальный. Но мы получили сообщение на головной компьютер с планеты Земля. (чтение текста) Слайд 1 «Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солнце и прислать свои сообщения на Землю». Учитель: Пилоты, вам понятна наша задача? Ученики: Да! Учитель: Тогда я предлагаю собрать совет и действовать по плану. Ваши предложения. 3. Усвоение новых знаний. Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков и понятий о Солнце. 1) Учитель: Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала выяснить, к каким объектам природы относится Солнце? Ученики: Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём. Учитель: Какие ещё объекты относятся к неживой природе? А какие объекты мы относим к живой природе? (дети дают варианты ответов) Слайд 2 Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы. Специалист по словарям: Я, как специалист по словарям нашла в словаре значение слова «Солнце», Слайд 3 (читает с компьютера) «СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т. Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К. Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.» Учитель: Пилоты, всё ли вам понятно в этом тексте? (нет) В каком стиле написан текст? Ученики: В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины. Учитель: Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация). 2) Работа по учебнику Учитель: Ещё можно найти информацию и в странице учебника (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию) Учитель: Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли? Слайд 4 Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь. Специалист по истории: Слайд 5 Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступление темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца. 3) Задание для пилотов: рассмотреть и раскрасить солнечные узоры. Специалист литературовед: Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве. Слайд 6 (дети делают физ. минутку) Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка. Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идём, Мы серпочки несём. Будем жито жать, Тебя в гости ждать! Учитель: А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу. Кто ещё знает и расскажет? 4) Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!» 4. Формирование навыков научной организации труда. Цель этапа: максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способами действий через практическую опытную деятельность. Учитель: Пилоты, но мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические. 1специалист исследователь: Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года. Слайд 7 2 специалист исследователь: Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца. 3 специалист исследователь: Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах. Слайд 8 Учитель: А я знаю, что солнечный луч может преломляться. В 1666 году Исаак Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет, который прошёл через призму, распался на все цвета радуги. Так Ньютон открыл, что обычный белый цвет состоит из многих цветов, смешанных друг с другом. Слайд 9-10 5. Обобщение знаний. Цели этапа: Обеспечить у учеников обобщённых понятий и умений выделять главное из потока информации. Учитель: Пилоты, мы достаточно собрали информации о Солнце? Тогда давайте подведём итог по плану: Слайд 11 Солнце это – плазменная звезда Солнце предмет неживой природы Оно даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле Почитается людьми и находит отражение в творчестве Лучи солнца отражаются и преломляются через предметы Учитель: Пилоты, вы согласны с этим выводом? Есть дополнения? Тогда нам необходимо вернуться домой на Землю. Игра «Пуск» 6. Рефлексия. Цель этапа: осмысление своих действий и самооценка. Учитель: Ребята, вот и подошёл к концу наш полёт. Понравился он вам? Мы смогли выполнить поставленную нам задачу. Оцените своё участие в данном проекте (карточки самооценки учащихся) 7. Итог урока: Оценивание детей учителем. 8. Домашнее задание: Слайд 12 Итог реализации проекта На уроке изобразительного искусства нарисовали стенгазету на тему: «Солнце источник света и тепла» |