1.Организационный момент. |
1 мин |
2. Сообщение темы урока и постановка цели на урок. |
1 мин |
3.А теперь выполним пальчиковую гимнастику. |
1 мин |
4.Запишите число, день недели |
1 мин |
5.Минутка чистописания. |
2 мин |
6.Блиц-опрос. |
3 мин |
7.Словарная работа. |
5 мин |
8.Физминутка для глаз. |
1 мин |
9.Работа в индивидуальной тетради по русскому языку |
2 мин |
10. Межпредметная связь. |
3 мин |
11.Работа с учебником |
3 мин |
12. Динамичная Физминутка. |
1 мин |
13.Работа с сигнальными карточками. |
3 мин |
14.Творческий диктант. |
5 мин |
15.Доскажи пословицу |
4 мин |
16. Отгадай кроссворд. |
4 мин |
17. Работа в парах. Баскетбол «Забей соседу гол». |
3 мин |
18. Домашнее задание |
1 мин |
19.Рефлексия. Итог урока. |
1 мин |
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на работу.
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествовать по стране «Словария», будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда в добрый путь, удачи. Выберите одну картинку, которая укажет вам настроение на весь рабочий урок. (на столе у каждого ученика находятся картинки с настроением, ребята выбирают себе настроение, а в конце урока забирают себе картинку, как стимул к работе, т.к. во 2 классе первого полугодия оценки не ставят.)
2. Сообщение темы урока и постановка цели на урок.
Учитель: Мы уже несколько уроков работаем с большим блоком раздела, как он называется?
Ученики: Раздел «Звуки и буквы».
Учитель: Сегодня мы уточним, когда в словах надо писать правильно очень похожие буквы. А ещё, подумаем, с какими можно обратиться словами к любому человеку, который пользуется общественным транспортом, какие он должен знать правила.
3.А теперь выполним пальчиковую гимнастику. Учитель показывает простейшие упражнения, чтобы разогреть пальчики.
4.Запишите число, день недели ( обязательно, чтобы эту информацию сообщили сами учащиеся. (… декабря, четверг. Классная работа.)
5.Минутка чистописания.
Дорисуйте рисунок, раскрасьте и пропишите очень аккуратно и красиво в тетради образец чистописания.
6.Блиц-опрос. Работа с классом.
(Индивидуальные карточки для учащихся. Карточки распределены по уровню обучаемости учащихся).
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах.
- Чем отличаются звуки от букв?
Ученики: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Учитель: Какие мы знаем две большие группы речевых звуков? Чем они отличаются?
Ученики: Имеется две большие группы речевых звуков – гласные и согласные.
Гласные произносятся без преграды. Согласные звуки произносятся с преградой.
Учитель: Какие Вы знаете звуки, которые можно легко пропеть, как песенку? Сколько их?
Ученики: Мы знаем 6 гласных звуков. И, Э, Ы, О, У (Учитель предлагает спеть эти звуки всем классом то тихо, то громче).
Учитель: А сколько букв в русском алфавите Вы знаете? Какие группы можно выделить? Назовите эти группы.
Ученики: Всего в алфавите 33 буквы. 3 группы: гласные, согласные, специальные буквы (знаки).
Учитель: Чем отличаются гласные буквы и звуки?
Ученики. Гласными называют и звуки, и буквы, но букв в алфавите -10, а звуков меньше, всего 6.
Учитель: Замечально. Вы правильно ответили на все вопросы.
7.Словарная работа.
Отгадаем загадку, а отгадку запишем в словарик.
Дай мне дождик
И солнышко срочно!
Вырасту крупной,
Красивой и сочной!
Учитель. Верно. В народе говорят морковка, а правильно надо говорить - морковь.
Сколько слогов в слове морковь? На какой слог падает ударение в этом слове? Какие гласные мы видит? При произношении этого слова четко ли мы слышим звук «о»? Составьте схему к этому слову. Придумайте предложение с этим словом. (Одновременно идёт запись в тетради).
М о р к о в ь - 2 слога.
Ученики. Морковь 2 слога. Ударение падает на второй слог гласную букву «о». В конце этого слова стоит мягкий знак, [В'] обозначим на схеме зелёным цветом. (Выслушиваются все варианты, а правильный вариант записываем в тетрадь)
8.Физминутка для глаз.
9.Работа в индивидуальной тетради по русскому языку. «Читай, думай, пиши» Э.В.Якубовская стр.24. №2.
Учитель: Какие буквы мы подчеркнули? Почему? Что Вы сможете сказать, зачем нам эти буквы?
Ученики: И и Й подчеркнули, как требуется по заданию. И – это гласный, а Й –мягкий, звонкий согласный. Они очень похожи, но и имеют отличие.
Учитель: Верно, Вы сами определили тему сегодняшнего урока. Вы должны сравнить эти буквы и запомнить их, чтобы не допускать ошибок в написании этих букв.
10. Межпредметная связь. Чтение рассказа «Два хвостика» (А.Шибаева)
учебник 2 класс авт.В.В.Воронкова стр 69-70. Читает учитель.
Учитель: О каких хвостиках идёт речь?
Чем отличаются буквы И и Й?
Почему Зайка обиделся на художника?
Чем отличаются эти два слова?
11.Работа с учебником «Русский язык 2 класс авт.В.В.Воронкова» упр.№115 стр 58.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. |
Букву И зовут «И кратким»
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши.
(В.Степанова) |
Ребята сравнивают написание этих букв. На столе находятся в раздаточном материале эти буквы. Дети находят их, выкладывают на стол рядом с картинкой настроения.
Письменно выполняют в тетради задание «Напиши красиво!», которое поможет ученикам ещё больше и лучше отследить написание букв И – Й.
12. Динамичная Физминутка. «Танец маленьких утят»
13.Работа с сигнальными карточками. При показе картинки ребята должны поднять сигнальную карточку с буквой И или Й. Учитель (на свой выбор) предлагает объяснить, почему ребёнок выбрал именно эту букву.
Попугай – попугаи, трамвай – трамваи.
Учитель: Как человек должен относиться к птицам? Чем человек может помочь птицам в зимнее время, другие времена года?
14.Творческий диктант. Индивидуальная работа. Работа с перфокартами, в которых учащиеся должны определить, сколько слогов в каждом слове, а во втором столбике должны получиться очень похожие слова, но с большим количеством слогов.
Учитель: Почему в первом столбике меньше слогов в каждом слове, а во втором столбике на один слог во всех словах больше?
Герой |
ге-ро-и |
Сарай |
са-ра-и |
Мой |
мо-и |
Твой |
тво-и |
Змей |
зме-и |
Ребята высказывают свои мнения.
Итог: чтение правила стр. 59.
15.Доскажи пословицу. Работа в группах. У ребят имеются части пословиц, к которой должны подобрать вторую часть. Только одну пословицу ученики должны объяснить значение.
Не имей сто рублей, |
а имей сто друзей. |
Куй железо, |
пока горячо. |
Не зная брода, |
не суйся в воду. |
За двумя зайцами погонишься, |
ни одного не поймаешь. |
16. Отгадай кроссворд.
Работа на приготовленном учителем кроссворде.
1.Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись, не зевай,
Отправляется (трамвай)
|
4.Всё цветёт белым-бело.
И душисто пахнет
Одевается листва,
Просыпаясь ото сна.
Что за месяц, угадай?
Месяц это… (май) |
2.Что мы ели, угадай?
Кара… (вай). |
5.Что в стакане, угадай?
Это сладкий… (чай) |
3.Спать укладывали нас.
Что нам пели, угадай?
Баю-… (бай) |
6.Чтобы чай нам выпить сладкий,
Вскипятить нам надо… (чайник) |
Учитель: 1. Что должен знать человек, который пользуется общественным транспортом? Сформулируйте правила поведения в общественном транспорте.
(Вырабатываются правила поведения в общественном транспорте.)
17. Работа в парах. Баскетбол «Забей соседу гол».
Сидящие за партой два ученика имеют слова:
трамвай, муравьи, каравай, ульи, баю - бай, ручьи, май, очки, чай, санки.
Первый вариант для второго - выбирает слова с согласным Й,
Второй вариант для первого - выбирает слова с гласным И.
Итог – взаимопроверка. Каждое неверное слово «Гол» в корзине противника.
При выяснении, что ошибки все устранены, каждый вариант учащиеся записывает свои слова и подчёркивает буквы И или Й.
Учитель: Так чем особенны буквы И и Й? Повторим правило стр.59. |