ШМО классных руководителей в форме деловой игры «Важное значение игры для обучения» (проводится в виде сборки детской пирамидки) Цель: систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Дидактические игры детей дошкольного возраста". I часть. «Познакомимся поближе. с детской пирамидкой» (вступление, организационный момент) . II часть. «Соберем все кольца пирамидки» (выполнение творческих заданий, анализ проведенных мероприятий) . III часть. «Наденем колпачок» (заключение, рефлексия, вручение подарков) . Ход мероприятия I часть. Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас на деловую игру «Игра для обучения имеет важное значение» и предлагаю поиграть с детской пирамидкой. Познакомимся поближе. Пирамидка в своем классическом варианте состоит из стержня и нанизанных на него колец. Диаметр отверстия в кольцах чуть больше диаметра стержня, что позволяет свободно нанизывать колечки. Нижний конец стержня у основания пирамидки снабжен заглушкой, не позволяющей кольцам рассыпаться при сборке. Последнее звено пирамидки не имеет сквозного отверстия и надевается сверху на стержень, как колпачок. Детская пирамидка — отличная развивающая игрушка, которая становится спутницей малыша в самом раннем детстве. Сборка пирамидки, сортировка ее колец по размеру или цвету способствует развитию интеллекта, совершенствует мелкую моторику и координацию движений ребенка. Для достижения поставленной цели, нам придется выполнять ряд необходимых действий, чтобы придать конструкции завершенный вид. II часть. стержень пирамиды – теоретическая основа, показ презентации «Дидактические игры дошкольников» деление на 3 команды по признакам: «Игровая задача» - развивать наблюдательность, активизировать словарь, развивать сенсорные способности, углублять и систематизировать представления, воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес, укреплять мелкую моторику. «Средства дидактической игры» - лото, пазлы, разрезные картинки, кубики, домино, мозаика, матрешка. «Игровые действия» - сравни, хлопни, покажи, выбери, назови, составь картинку, найди пару. «Правила игры» - эту функцию выполняет ведущий, который предлагает педагогам «собрать пирамиду», т. е. выполнить серию взаимосвязанных заданий – «колец пирамиды». 1 кольцо – «Игры разнообразные для развития очень важные» Задание: выполнение игровых действий в дидактических играх следующих видов: 1. Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. 1 команда «Выложи отгадку» Что за фыркающий хвостик? У кого в иголках носик? Что за шарик как репей, Только бегает быстрей? Кто растет в лесу У дорожки? Есть у них шляпки И ножки. Задание: выложи отгадки с помощью счетных палочек 2 команда «Чудесный мешочек» (деревянная матрешка, пластмассовый кораблик, чашка и тарелка из пластмассы, пробка, карандаш, резиновое яблоко, металлическая ложка) Задание: на какие группы можно разделить эти предметы? Покажи и расскажи. 3 команда «Покажи сказку» (игрушки из кукольного театра – заяц, лиса, медведь, девочка, петушок, кот, Баба Яга и т. п.) Задание: показать с помощью игрушек несколько небольших сценок из сказок так, чтобы зрители могли угадать название сказки. или используя коробку с карандашами, придумайте свою дидактическую игру 2. Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Разминка - игра "Так бывает или нет? " Задание: заметить в стихотворении "Это правда или нет? " Л. Станчева все небылицы. Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет? 1 команда Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов – наречий). Педагог предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.) . - Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? - Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку? - Нарисуй кружок, над ним нарисуй крестик. Где нарисован крестик? - Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? - Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко? - Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь? - Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь? 2 команда «Он – она» (закрепление употреблений разных форм слова) «Он, она – какая разница? Он – проказник, она – проказница. Он был умник, она же – умница. Вы послушайте, что получится» (учитель, уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, воспитатель, ученик, школьник; поет – певец – певица, читает, умеет, продает, кормит, ленится; удалой – удалец, хитрый, глупый) 3 команда «Сравни и закончи предложение» (закрепление употребления слов сравнения предметов) Апельсин большой, а арбуз еще … Клубника маленькая, а смородина еще … Дерево высокое, а башня еще … Клен толстый, а дуб еще … Рябина тонкая, а камыш еще … Лёд прозрачный, а стекло ещё … Олень высокий, а жираф еще … Груша вкусная, а ананас еще … Шар легкий, а пушинка еще … Подушка мягкая, а вата еще… Шнурок длинный, а нитка еще … 3. Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие, направлены на развитие зрительной памяти и внимания. 1 команда Задание: используя несколько предметных картинок, придумайте и презентуйте свою дидактическую игру. 2 команда игра «Быстро дайте мне ответ: пригодится или нет» Задание: найти картинки с изображением предметов, необходимых в работе воспитателя. Обоснуйте свой выбор. 3 команда игра «Новая роль шахматной доски» (шахматная доска, игральный кубик, мелкие игрушки, фишки) . Задание: используя эти предметы, придумайте новую игру. 2 кольцо – мастер-класс «Авторская игра для тренировки ума» 3 кольцо – анализ смотра-конкурса «Центр игротеки» (создание условий для использования дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе) 4 кольцо – анализ открытых мероприятий с детьми «Организация и проведение дидактических игр» III часть. 5 кольцо - рефлексия (самоанализ) • Краткое заключительное слово ведущего. • Упражнение на рефлексию «Солнышко». Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденной вами формы работы. Я предлагаю вам взять в руки солнышко и выразить свое мнение, продолжив одну из фраз, написанных на экране. Затем солнышко нужно передать следующему игроку. - Увиденный опыт работы меня … - Проделанную работу я оцениваю как… - Данное мероприятие натолкнуло меня на мысль … - Из деловой игры я усвоила… - Больше всего на меня произвело впечатление… - Я пожелала бы… 6 колпачок – приятный подарок «Снежинка-балеринка» Балерина, балерина Ах, как хороша! В белоснежной пелерине Тонкая душа. Всё и всех перетанцуешь Мир, любовь и жизнь. Чьи-то чувства, чьи–то судьбы, В вихре закружишь. В мнимой хрупкости таится Гордая душа. Балерина, чудо-птица Ах, как хороша. (Светлана Гавраева «Балерина») В этот замечательный зимний день хочу подарить вам снежинку-балеринку, которая кружится в танце от малейшего движения воздуха. Эта игрушка может стать не только элементом украшения интерьера, но и необходимым атрибутом в игре «Подуй на снежинку», или в сочетании с другими балеринами-подружками можно поиграть в игру «Посмотри и сравни», а используя классическую музыку можно инсценировать балетный танец и т. п. Благодарю за активное участие и сотрудничество |