1. Организационный
момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались
учтиво,
Тихо
сели, спинки прямо.
Все
с улыбочкой вздохнём
И
урок мы наш начнём.
2. Актуализация
знаний.
Объясните
смысл фразы: « не для школы, а для жизни мы учимся».
-
Изучение какой темы мы закончили на прошлом уроке? ( природные зоны)
-
Перечислите природные зоны по мере их удаления с севера на юг.
(Арктика,
тундра, зона лесов, степь, пустыня)
-
В какой из природных зон мы проживаем? (степь)
-
Я буду называть животное или растение, а вы назовите природную зону, в которой
оно обитает ( белый медведь, бурый медведь, верблюд, морошка, скорпион, полынь,
дрофа, саксаул, лемминг, лось).
-
А где ещё можно наблюдать те же изменения растительности, что и при движении с севера
на юг по природным зонам? (спускаясь с горы)
3 Работа в парах.
-Чего
не хватает в «чужих» зонах перечисленным ниже растениям и животным?
Пальме и верблюду в тайге?
Ели и медведю в пустыне?
Пшенице и дрофе в тундре?
Клюкве и гагаре
в степи?
3. Постановка
учебной задачи.
Мы
с вами сейчас доказали, что верблюд не может без солнца и тепла, белый медведь
без снега и льда, гагара без скалистых гор, а клюква любит влагу. Иначе говоря,
каждый из них приспособился к определённым климатическим условиям и может
существовать в том природном единстве, которое сложилось в определённых
условиях окружающей среды, значит в
своём сообществе. Что такое природное сообщество? В них образуются особые связи
между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. А какая среда обитания нужна таким животным
как синий кит, краб, морж? (морская вода) Продолжите этот ряд. (медуза,
осьминог, акула, дельфин и т.д.) (слайд 1)
Вот
об этих животных и их среде обитания мы с вами сегодня и будем говорить на
уроке. Итак, тема урока: «Природное
сообщество. Океаны Земли. Жизнь в море».
Сегодня
у нас впереди исследования океанов и
морей. В результате наших исследований мы должны понять, как взаимосвязаны
растения и животные моря и какое значение для их существования имеет деятельность
человека.
4. Постановка
проблемы.
Думаю,
что многие из вас слышали о великом норвежском исследователе, учёном Туре
Хейердале. Он посвятил свою жизнь изучению мира и известен своими морскими путешествиями.
Прочитайте фразу этого известного человека. Как вы думаете, почему Тур Хейердал
сказал, что «Наша планета скорее Океания, чем Земля»?
-
Очень интересно было выслушать ваши мнения.
-
На этом уроке, я надеюсь, вы узнаете для себя много нового и убедитесь, что это
действительно так.
5. «Открытие»
учащимися новых знаний.
а)
Загадка:
Кругом
вода,
А
с питьём беда. ( море или океан )
Вода
– первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек.
Нет ни одной отрасли промышленности, в которой не применялась бы вода. Это
древнейший источник энергии. Самый известный растворитель. Его на Земле 1
миллиард 338 миллионов куб.
А
сколько на Земле океанов? (4) (слайды 4-7) (слайд 3)
б)
Стихотворение «Океаны Земли» (показать
на глобусе океаны Земли)
Спят четыре океана
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
М.Погарский
Тихий
океан – самый большой, самый глубокий.
Атлантический
океан – занимает первое место по перевозкам.
Индийский
- третий по величине океан.
Северный
Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный.
в)
Значение океанов.
Океаны питают сушу влагой, а воздух –
кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что
медленно остывают и нагреваются их воды. Многие учёные считают, что жизнь на
нашей планете зародилась именно в океане. Богатейший растительный и животный
мир океанов, имеющиеся на их дне полезные ископаемые смогут обеспечить
человечество в будущем всем необходимым для жизни.
-Как
вы думаете, при каких условиях это возможно?
(при бережном отношении к морским ресурсам)
г)
Работа с картой полушарий (слайд 8) (перед этой работой провести опыт – вода
легко переливается из одного сосуда в другой)
-
А может ли вода каким-то образом попасть
из одного океана в другой?
Ещё
раз внимательно посмотрите на карту полушарий и вы поймёте, что может.
«Все
природные воды, где бы они не находились, теснейшим образом связаны между собой
и представляют единое целое. Между океанами нет границ!» В.И.Вернадский
д)
Знакомство с морями.
Наш
следующий этап урока – знакомство с морями.
Море – это часть океана, вдающаяся в сушу.
Океаны и моря – самые большие водоёмы.
-Когда произносится слово «море», что вы
себе представляете?
-Кто
из вас был на море? (слайды 9-12)
Есть
у моря свои законы,
Есть
у моря свои повадки.
Человечество издавна манила красота моря.
Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения.
Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым,
нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное.
-Какие
моря с цветными названиями вы знаете? (Жёлтое, Белое, Красное, Чёрное)
Белое
море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё
название получило возможно от цвета белого снега и льда, покрывающих его в
зимнее время.
Красное
море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые
периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.
Жёлтое
море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины,
которой много на побережье.
Чёрное
море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря
темнеет под тёмными тучами. (слайд 13)
На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое.
Конечно, если морскую воду набрать в
ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в
море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок.
А
вот вода в Саргассовом море имеет яркий
зеленоватый оттенок из-за скопления зелёных водорослей на его поверхности. Их
так много, что моряки, впервые оказавшиеся в этом месте, ошибочно принимали его
за землю.
е)
Физкультминутка «Морская зарядка»
ё)
Жизнь в море.
Водоёмы использует человек для своих
хозяйственных нужд, водные дороги связывают один материк с другим. Но море –
это прежде всего среда обитания растений и животных, это их дом. Этот огромный
мир со своими обитателями живёт по особым законам. Все растения и животные,
которые обитают и взаимодействуют в море, составляют его природное сообщество.
Не сразу человек научился использовать дары моря, боялся водной стихии.
(
загадка из тетради - отгадка в чёрном ящике – мел;
выставка
морских сувениров)
ж)
Для большинства миллионов удивительных существ море – родной дом. Давайте
познакомимся с его обитателями. Начнём с самого верхнего слоя воды. (слайд
14)
Планктон
– это мельчайшие водоросли и животные, обитающие в верхних, более тёплых слоях
морей и океанов. Планктон кормит весь животный мир морей и океанов – от мелких
рыбёшек до голубого кита. И не случайно: в планктоне есть всё необходимое для
роста живых существ – и белки, и жиры, и витамины.
з)
Водоросли (слайд 15,16)
Водоросли – пища и настоящий дом для мелких
морских жителей. Из водорослей человек добывает йод, красящие и желеобразующие
вещества. Морские бухты часто зарастают водорослью ламинарией ( морской
капустой), которая является диетическим продуктом. (показать)
и)
Животный мир моря (слайды 17-24 ) - рассказы детей
синий
кит (работа с учебником стр.17)
дельфин
осьминог
(загадка : Что за чудо здесь плывёт – голова и восемь ног?)
акула
морская
звезда
медуза
морской
конёк
краб
й)
Рассматривать отдельно животный и растительный мир моря или океана, как и
другого природного сообщества невозможно, т.к. они взаимодействуют друг с
другом. Человек должен знать это, чтобы не разрушить гармонию, созданную самой
природой.
6. Работа в тетради с печатной основой
(стр.6)
водоросли
-
планктон - синий кит
водоросли -
рачки - рыбы - моржи
водоросли
- планктон -
морские губки
водоросли -
рыбы - чайки
7. Экологические проблемы (презентация)
Освоение
Мирового океана только начинается, но много бед несут ему люди.
Огромный
ущерб морям и океанам несёт разлив нефти, который происходит в результате
аварий нефтяных танкеров, аварий на нефтяных скважинах. В первую очередь
страдают птицы. Их перья склеивает нефть и они уже не могут взлететь и
погибают. Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Гибнут растения
и животные.
Очень вредит мировому океану бытовой мусор.
Ещё в 1969 году Тур Хейердал писал после своего путешествия по Атлантическому
океану: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки,
консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта
поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с
горошину, даже с картофелину.» Со временем этого путешествия прошло более 40
лет и загрязнение океана значительно усилилось (сказка о золотой рыбке)
-Вспомните
сказку А.С.Пушкина про золотую рыбку. Как хорошо ей жилось в огромном синем
море! Она готова была любой ценой откупиться, чтобы её отпустил старик. Как вы
думаете, о чём бы попросила сейчас нас та золотая рыбка? (мнения детей)
Обобщение:
-
Не отпускай меня в море, лучше я буду жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу
быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.
8.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Что же делать? Как спасти моря и океаны? (мнения детей)
Водоросли,
креветки, крабы, мидии, устрицы, обитающие в морях – мощнейшие очистительные
сооружения в мире. Нужно лишь создать условия для их обитания.
9. Рефлексия.
Человек
– дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Давайте
попробуем обобщить всё то, о чём мы
сегодня говорили на уроке и написать синквейн на тему «Океан»
1.
Океан 1. Океан
2.
Великий,
бесконечный
2.Безбрежный, огромный
3.
Волнует, пугает,
шумит 3.Бушует,
ревёт, удивляет
4.
Наши океаны –
загадочный мир. 4. Пугающая сила
для человека.
5.
Тайна. 5.
Стихия.
10.Д/з стр. 9 – 1, тетрадь стр.5
Источник: http://depositfiles.com/files/iflhedchy |