I. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы
продолжим решение задач, с которыми познакомились на прошлом уроке. Это – задачи на части. Наш урок пройдет по следующему плану: (слайд
2). А, сейчас, как обычно,
разминка. Устный
счет. Примеры на умножение, применение
законов умножения (на доске).
6 (6 13
7 25 25 19
9 250 31 125
8 125 125 (3+25)
I
I.
Проверка дом. задания. Учающиеся записывают дату, тему урока в
тетрадках.
– Ребята,
давайте повторим алгоритм решения задач на части. (Учащиеся
проговаривают алгоритм).
- Молодцы! Справились ли вы с домашним заданием? Давайте, проверим.
Учащиеся зачитывают составленные ими задачи на части с решением, 1 ученик
записывает решение задачи № 217 на
доске. Проводится проверка решения.
Устная
работа - Актуализация знаний. Решите задачи:
Задача 1 (устно). Для приготовления
гречневой каши на 2 части гречки берут три части воды. Сколько граммов воды надо взять на 300 г гречки? Задача 2(устно).
В сухофруктах яблоки составляют 7 частей, груши – 4 части,
сливы 5 частей. Сколько всего сухофруктов, если в них груш 160 г? Задача 3
(учащиеся решают ее в тетрадках, 1 ученик на доске). Баба-Яга
сварила волшебного зелья: к 1 части меда она добавила 5 частей волчьих когтей,
4 части дегтя и 3 части слез кикиморы. Сколько зелья она сварила, если добавила
в него меда и дегтя вместе 5литров?
III. Работа над темой.
–Ребята, на уроках математики мы решаем разные задачи. Вот и герою
повести Николая Носова Вите Малееву
пришлось решать много задач. Вот одна из них:
Задача 1. Мальчик и
девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в 2
раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и у девочки в отдельности? (слайд
5)
- Ребята, давайте поможем Вите решить задачу.
А как бы вы решили ее? Учащимся
предлагается самим решить эту задачу, причем обязательно, сделав проверку.
– Давайте, посмотрим, как решал эту задачу Витя Малеев (слайды 5-7). – Итак, это
тоже задача на части, только их надо
специально ввести. (Слайд 8) Будем считать, что орехи, сорванные девочкой,
составили 1 часть. Так как мальчик сорвал орехов в 2 раза больше, то они
составили 2 части. Всего на 120 орехов приходится
1+2=3 части.
На одну
часть приходится
120:3=40 орехов. Значит, девочка сорвала 40 орехов.
На 2 части приходится 40•2=80 орехов, значит, мальчик сорвал 80 орехов.
Учащиеся
записывают решение задачи.
- Ребята,
Витя
долго мучился, но зато приобрел важное умение: он нашел красивое "в
образах" решение задачи и на всю жизнь научился устно решать задачи на
части и, тем самым, логические задачи на смекалку. В 2011 году исполняется 60 лет повести Николая Носова
«Витя Малеев в школе и дома» (слайд 9). Повесть до сих пор актуальна и учит,
что нужно сделать самому ученику, чтобы преодолеть свои страхи перед тем или
иным предметом. Советую прочитать эту повесть, а тем, кто прочитал, перечитать
главу 9.
Задача 2. На двух
полках вместе 200 книг, причем на первой
полке книг в 3 раза больше, чем на
второй. Сколько книг на каждой полке? Учащимся предлагается
самостоятельно записать условие задачи, используя схему, после чего на экране
появляется условие для проверки. Решение проводится 1 учеником с комментариями
на доске.
Задача 3. За рубашку заплатили на 150 р .больше,
чем, чем за галстук. Известно, что рубашка дороже галстука в 4 раза. Сколько
стоят рубашка и галстук в отдельности? Условие и схему к
задаче учащиеся записывают с помощью учителя (слайд 9). Решение задачи учитель записывает на доске.
IV. Физ.
Минутка. 1.Гимнастика для
глаз.
Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз,
влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик
своего носа. Учитель медленно считает до 5. Дети должны представить, что их
носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком
носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 5 до 1, ребята следят за
уменьшением.
2.Снятие психологического напряжения. Предложить детям посмотреть в
окошко, подумать о солнышке, облаках. Посмотреть соседу по парте в глаза и улыбнуться.
V. Закрепление
Творческая работа. Учащимся предлагается составить по схеме
задачу (схемы на доске).
Выбирается
самая интересная задача, решение записывают в тетради.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, на этом уроке вы научились решать задачи, в
которых о частях не говорится явно, их надо специально ввести.
- Давайте повторим, что мы делали на этом уроке. После того, как учащиеся дадут ответ, на экране появляется табличка.
Повторение (решение задач на части)
|
Новая
тема
|
Закрепление. Составление и решение задач по
готовой схеме к задаче
|
Устное
решение задач.
|
Задача
«Зелье Бабы-Яги
|
Задача
Вити Малеева
|
Задача
2
|
Задача
3.
|
Задача
1
|
Задача
2
|
|
|
|
|
|
|
|
-Наш урок можно разделить на три части: повторение,
изучение новой темы, и закрепление.
-Ребята, у
каждого на парте лежит листок с такой табличкой. Закрасьте, пожалуйста,
кружочки, соответствующие каждому этапу урока. Для этого используйте карандаши
красного, желтого и синего цветов по принципу:
Красный – мне все понятно,
справился легко; желтый
– были трудности, но я с ними справился;
синий – мне ничего не понятно.
-Поднимите руки, у кого все кружочки красные; у
кого красные и синие. Молодцы!!! Положите, пожалуйста, листочки на край парты и
давайте запишем домашнее задание: Задание по учебнику №222(б), №224 .
VII. Выставление
оценок.
-Спасибо за урок, до свидания.
Источник: http://depositfiles.com/files/3g44l9p6h |