1. Организационный момент.- 1 минута. (Слайды №1-3)
Учитель приветствует учащихся,
объявляет тему, цель урока, план, используя презентацию к уроку.(Слайды №1-3)
Учитель: Сегодня мы с вами закрепим, углубим и обобщим знания по
решению дробно-рациональных неравенств и систем неравенств.
2. Актуализация
знаний. - 7 минут. (Слайд №4-7)
А) индивидуальная работа по карточкам - 2 ученика;
Б) индивидуальная работа с решением номера на доске с
последующим комментированием;
В) устный опрос учащихся, используя презентацию к уроку.
Учитель: Прежде
чем перейти к решению более сложных заданий, мы должны закрепить свои знания по
этой теме.
Учитель предлагает 2 учащимся работать по карточкам,
1 учащемуся самостоятельно выполнить №2.98,
1 учащемуся
самостоятельно выполнить №2.105*, записав ход решения на доску,
остальным учащимся
класса работать коллективно – ответить на вопросы, используя презентацию к
уроку (Слайд №4-7)
А) Индивидуальная
работа по карточкам - 2 ученика работают по карточкам: один выполняет задание на доске (карточка №1), а другой учащийся работает на месте выполняет задание
в тетради, затем осуществляется взаимопроверка, а затем проверка и оценивание с помощью слайда
презентации учителя (Слайд №8)
Карточка №1.
Решите
неравенство:
Ответы для проверки:
1.
-
Б) Индивидуальная работа. Учащийся
решает на доске №2.98(а), затем комментирует. № 2.98(а). Решите неравенство: Решение.
Ответ: .
№ 2.105* Докажите, что уравнение не имеет
решений. (учащийся решает у доски,
затем комментирует)
Решение. ОДЗ
уравнения :
Система не имеет
решений - область допустимых значений переменной – пуста система не имеет решений.
Ответ: уравнение не имеет
решений.
В)
Устная работа. Учитель задает
вопросы , используя презентацию к уроку, учащиеся устно выполняют задания,
находят ошибки в решениях, комментируя.
( Слайды № 4,5)
№1.
Прокомментируйте решение (слайд №4,5)
№2.Для каждого неравенства
укажите множество его решений: (слайд №6)
№3.Найти допустимые значения переменной: (При выполнении задания №3 учащиеся работают в парах, затем сверяют
свои ответы с ответами на слайде №7)
По окончании этого этапа работы
учитель совместно с учащимися подводят итоги, оценки за работу выставляет
каждый учащийся в оценочный лист.
3. Самостоятельная работа- с самопроверкой.- 10
минут.
(Учитель демонстрирует
с помощью слайда №9 презентации текст из 5 заданий
по вариантам самостоятельной работы,
проверка которой будет осуществляться также сразу с помощью презентации (слайд
№10), показывая правильные ответы к заданиям.)
1 вариант 2 вариант
4)
Найдите область определения функции
Ученики выполняют
самостоятельную работу на листочках, записывают
ответы в оценочный лист, сдают работы, затем получают возможность
оценить себя с помощью слайда №10 презентации,
оценка выставляется в оценочный лист.
Критерии оценок: «5» - нет
ошибок; «4» - одна ошибка; «3» - две ошибки.
Проверка самостоятельной работы (слайд №10)
3) х – любое действ число 3) х=1
Критерии оценок: «5» - нет ошибок; «4» - одна ошибка; «3» -
две ошибки
4.
Физминутка. – 2 минуты.
Ученики делают упражнения для глаз, специальные упражнения по укреплению мышц
спины.
5. Решение
задач с параметрами.- 15 минут.
А)Обсуждение и решение заданий, предложенных учителем;(слайд
№11-16)
Б)Самостоятельное решение у доски с последующим
комментированием.
А) Учитель предлагает
учащимся в качестве беседы обсудить и решить некоторые задания: слайд №11-16. Демонстрирует соответствующие элементы
опорного конспекта к каждой задаче, задавая вопросы, помогающие выстраивать
логическую цепочку рассуждений при решении задач. Проводит обсуждение решений
рассматриваемых заданий, выводит на экран правильные решения и ответы.
Учащиеся
отвечают на вопросы, формулируя теоретические опорные моменты, задают сами
вопросы, помогающие в решении задач, участвуют в обсуждении, обобщают и делают
выводы, сравнивая с решением, предложенным учителем.
1. Найти все
значения параметра а, при которых решением системы
является вся прямая
Решение.
Учитель: Оцените
знаменатель дробей.
Так как
квадратный трехчлен при любом
значении х, то получим систему неравенств:
Учитель: Когда система неравенств будет иметь решением
всю числовую прямую?
Система неравенств
имеет решением всю числовую прямую, когда
решение каждого неравенства этой системы – есть вся числовая прямая.
Решим каждое
неравенство системы:
Учитель: Какое условие должно выполняться, чтобы
решением этого неравенства являлась вся числовая прямая?
Решением неравенства является вся числовая прямая, если , т. е. квадратичная функция не пересекает ось абсцисс.
Решим второе
неравенство системы:
Решением неравенства является вся числовая прямая, если , т. е. квадратичная функция не пересекает ось абсцисс.
Решим систему неравенств:
Ответ: (-1;2). 2. При каких
значениях параметра р функция
определена при всех хєR ?
Решение.
Область определения
функции - множество действительных
чисел, удовлетворяющих условию…
Учитель: Какие условия должны выполняться, чтобы решением этого неравенства являлась вся числовая прямая?
Ответ:(-∞ ; -1].
Б) 1 учащийся решает у доски самостоятельно.
№ 2.101(а). При каких значениях а система неравенств
имеет единственное решение?
Решение., .
3.Система неравенств имеет единственное решение, если
Ответ: при
Затем
учитель предлагает прослушать, комментарий к решению № 2.101(а) и
записать решение этого номера в тетрадь..
Учитель задает
учащимся вопросы к № 2.101(а). Ученики выдвигают гипотезы, найдя верный
ход рассуждения , записывают решение в тетрадь. Вопрос 1. При каких значениях а система неравенств не имеет
решений? Решение: Система неравенств не
имеет решений, если
Итак, система неравенств не имеет решений при
Вопрос 2. При каких значениях а система неравенств имеет бесконечно много решений? Решение:
Система неравенств имеет бесконечно много решений, если
Итак, система неравенств имеет
бесконечно много решений при
Учитель подводит итог этого этапа урока, учащиеся фиксируют
результаты своей работы на этом этапе, записывая в оценочный лист.
6. Презентация исследования «Использование неравенств
в экономике» (слайд №18-31) - 6
минут.
7. Домашнее
задание. (слайд №17)- 2 минуты.
Учитель выводит на экран домашнее
задание. Комментирует задания, предлагая обсудить, какие конкретно результаты
их работы и какие задания из классной работы будут необходимы при решении.
Учащиеся
записывают задания, участвуют в обсуждении..
п.2.11, № № 2.100 (г), 2.103*.
8. Подведение итогов урока.- 2
минуты.
|