Ход урока:
1.
Организационный момент.
(вступительное слово учителя)
Здравствуйте, ребята!
Чтобы спорилось трудное дело,
чтобы в жизни не знать неудач,
Мы сейчас отправляемся смело в мир
загадок и сложных задач.
2. Сообщение темы урока.
Внимание, загадка: Она бывает
барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья (дробь).
А в математике существуют дроби?
Какие дроби вы знаете? Что еще вы знаете о дробях? (ответы учащихся)
И тема урока: "Обыкновенные дроби”.
3. Работа по теме урока.
·
А сейчас, внимание, нас ждёт увлекательная экспедиция
в Замок Дробей. Маршрутный лист перед вами, на
нем отмечены все этапы экспедиции.(Слайд 2)
А как же нам в него попасть? Ой,
смотрите, подсказка на двери.(Слайд 3)
ДВЕРЬ ВОЛШЕБНАЯ, ОТКРЫВАЕТСЯ НЕ
КЛЮЧОМ, А ПЕСНЕЙ!
песенка на мотив "Учат в школе”
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.
Ну, что, споем!
Открывается дверь.
·
встречает ученик-старшекласник и сообщает сведения
из истории:
Здравствуйте, уважаемые! Вы
находитесь в Замке дробей. Разрешите представиться, я магистр
историко-математических наук …(фамилия, имя ученика).
Прошу для начала пройти в исторический зал замка.
В самых древних, дошедших до нас письменных источниках
– вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах, - встречаются не
только целые числа, но и дроби. Дроби были нужны, чтобы выразить результат
измерения длины, массы, площади в случаях, когда единица измерения не
укладывалась в измеряемом целое количество раз. Тогда и вводили новую, меньшую
единицу измерения. Их названия и стали первыми названиями дробей.
В Древнем Китае вместо черты использовали точку:
Первым дробную черту ввёл итальянский математик
Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. Но пользоваться повсеместно ей стали в 16
веке.
На Руси дроби называли долями, позже "ломаными”
числами.
У нас есть поговорка: "попал в тупик”, т.е. попал в
такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит:
"попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в "дроби”, оказался в
затруднительном положении.(Слайд 4)
Итак, ребята, задача нашего исследования – выяснить,
смогут дроби поставить нас в затруднительное положение или нет.
·
Мы идём дальше и переходим в читальный зал. Кругом много разных книг:
интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись.(Слайд 6)
Восстановим эти записи (работа по цепочке):
1.
Числитель стоит … чертой и означает, сколько
равных частей … от целого.
2.
Знаменатель стоит … чертой и показывает, на
сколько равных частей … целое.
3.
Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
4.
Дробь называется …, если числитель больше или
равен знаменателю.
5.
Неправильная дробь … правильной дроби.
6.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у
которой … больше.
7.
Правильная дробь … 1.
8.
Неправильная дробь … 1.
За правильный ответ ученик получает жетон – кусочек
пазла (пазл может быть любой). Если ученик не знает ответа или неправильно
ответил, вопрос переходит к следующему.
·
Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо
справитесь со следующими заданиями в Зале
Логики.(Слайд 7)
А)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
2/5
|
4/5
|
7/6
|
1/4
|
17/15
|
1/2
|
12/12
|
5/6
|
·
Какая из
дробей выражает четверть?
·
Назовите правильные дроби.
·
Какая дробь выражает половину?
·
Назовите неправильные дроби.
·
Сравните 1 и 2 дроби.
·
Сравните 3 и 8 дроби.
·
Какая дробь отличается от всех? Чем?
Б) Подумайте, как составлен каждый ряд дробей и
продолжите его на 1 дробь:
·
2/5, 4/8, 6/11, 8/14, …
·
2/3, 3/4, 4/5, 5/6,…
·
Спасибо! Продолжаем экспедицию.
Внимание, перед нами тренажёрный зал.
Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела.
Вы устали, ребята, сейчас отдохнём,
Чтобы дальше идти нам по Замку всем
смело.
Дружно встали, делаем зарядку (если согласны с
утверждением – руки вверх и хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногам).
(Слайд 8)
·
Отдохнули? А может быть пора перекусить?
Пройдемте тогда на кухню.
Что такое, почему нет еды, все полки пусты, чем
расстроен повар?(Слайд 9)
Повар: Я общался по интернету, вдруг оттуда выскочили
вирусы и начали все есть. Пока я запускал антивирус, они добрались до рецептов.
Я успел спасти только один рецепт, и тот слегка поврежден ими: они впустили в него целые числа! А я ведь повар
Замка Дробей и понимаю только дроби, помогите. Есть еще одно условие: у меня
есть только пол стакана тертой моркови! Хорошо хоть до холодильника с
ингредиентами не добрались.
Тесто: 1 стакан мелко тертой моркови, 1 стакан
сахара, 200 г
маргарина, 1/3 чайной ложки соды, 3 стакана муки. Крем: ½ стакана сметаны, ¾
стакана сахара, цедра 1 лимона.
Ответ: смешать ½ стакана моркови с ½ стакана сахара,
добавить ½ пачки маргарина размягченного, 1/6 чайной ложки соды, гашенной
уксусом, все перемешать. Всыпать 3/2 стакана муки и замесить тесто. Каждую ½
часть теста раскатать, коржи выпекать в духовке. ¼ стакана холодной сметаны
взбить с 3/8 стакана сахара. В готовый крем добавить натертую корочку ½ лимона.
Готовые коржи смазать кремом и поставить на холод на 1/4 суток.
·
Чтобы получить оставшиеся части пазла выполняют
самостоятельно задания (Слайд 12), самопроверка – ключ (Слайд 13). Глядя на
количество жетонов, можно оценить работу детей за урок.
4. Итоги урока.
Собирают пазл. Читают сообщение Повара.(Слайд 14) Получают от него в подарок тортик с чаем.
Делают выводы по теме, высказываются о сложности, интересности урока, данной
темы.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/_tbkp/Abramova_drobi.rar |