Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 19.12.2024, 22:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2024 [10]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2024 (школьный этап) [14]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [37]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 104
    Гостей: 104
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Литература

    Урок-размышление
    Урок литературы в 9 классе
    Тема: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок»
    Цель:
     продолжить знакомство с творчеством М.А. Булгакова;
     определить проблемы, которые пытается решить автор в своем произведении;
     способствовать переосмыслению понятия «Человек-творец-созидатель»

    Ход урока
    I Организационный момент
    II Вступительное слово:
    1.Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца-созидателя? Этот вопрос мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.
    - Скажите, имеет ли право человек на проведение научных экспериментов? И кто должен нести ответственность за их результаты? Свое мнение выскажите с помощью карточек, выстроив из них диаграмму: красный цвет – нет, зеленый –да, синий – сомневаюсь!
    (Учащиеся голосуют)
    Спасибо. Обоснуйте свою точку зрения.
    Учащиеся: Я считаю, человек не должен проводить эксперименты, все в природе произойдет само собой, иначе были бы сейчас чистые реки, воздух и окружающая природа не гибла от деяния человека
    Учащиеся: А мне кажется, что имеет. Я не знаю, как бы мы жили без электричества, отопления и даже компьютера. Главное отличие человека от всего живого на земле – его разум, а значит, он должен развиваться и совершенствоваться и разумно использовать открытия.
    Учитель: Еще древний комедиограф Теренций сказал: «Высшее право часто есть высшее зло». Да, мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.
    Сегодня мы продолжим работу над повестью Булгакова «Собачье сердце», в основе которой лежит эксперимент гениального ученого. Наша задача – понять нравственную сущность эксперимента, осмыслить его результаты и актуальность. Для этого обратимся к содержанию произведения.
    2.Беседа по вопросам:
    - Где и когда происходят события, описанные в повести?
    Учащиеся: события происходят в Москве в 1924-1925 годах в квартире профессора Преображенского.
    - Что характерно для этого исторического периода?
    Учащиеся: В 1917 году в России произошла революция, то есть резкий переход, от которого ждали изменения общества в лучшую сторону. К власти приходят большевики. Они формируют свой орган власти, насильственно утверждают новую идеологию: все становится общим, коллективным. Учащиеся: большевики отрицают Бога и все старое, навязывают свою идеологию, уничтожают тех, кто не согласен.
    Учащиеся: меняются экономические отношения, обобществляется буквально всё.
    - Какие последствия социальной революции изображены в повести?
    Найдите этому подтверждение в тексте.
    Учащиеся зачитывают:
    1)Об этом говорит профессор: «С 1903..до марта 1917 года не было ни одного случая – подчеркиваю…ни одного, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Здесь, заметьте, двенадцать квартир, у меня прием. В марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши, три палки, пальто и самовар у швейцара…»
    2) «Ну какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое… потухало в течение 20 лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет два раза в день»
    3) «Что такое разруха?..Да её вовсе не существует? Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, посещая уборную, начну извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза,… получится разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.»
    - почему слова профессора звучат так убедительно?
    Учащиеся: он выплескивает свои отрицательное отношение в адрес новой власти;
    Учащиеся: В его словах звучит позиция автора – революция не сделала лучше ни людей, ни общество.
    - Какое событие лежит в основе сюжета?
    Учащиеся: (зачитываются фрагменты) В квартире профессора Преображенского путем пересадки гипофиза погибшего Клима Чугункина на мозг собаки получено человекоподобное существо.(ВИДЕО №10)

    - А каковы последствия эксперимента профессора Преображенского?
    В результате операции верный и смышленый пес превратился в тупого и неблагодарного мужика. То есть произошла революция в естествознании, в хирургии, в природе: то, на что человечеству понадобилось миллионы лет, чтобы выделиться из животного мира, произошло за считанные часы. Не путем постепенного развития, а в результате резкого скачка, перехода из одного качественного состояния – животного - в другое – человеческое.
    -Итак Шарик превращается в Шарикова.
    - каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?
    Учащиеся зачитывают отрывки из текста. (с 240, ВИДЕО №15, 241, 242, 255, 267, потом 269)

    - Оказывается, встать на ноги, научиться говорить – еще не значит стать человеком в полном смысле этого слова. Всем своим существом: речью, поведением, манерой общаться, культурным уровнем – Полиграф Полиграфович Шариков немногим отличается от животного и даже не всегда в лучшую сторону. Для этого достаточно сравнить собаку Шарика с Шариковым.
    Учащиеся: Полиграф Полиграфович Шариков ничего не вызывает, кроме омерзения. У него нет даже внутренних монологов в отличие от собаки Шарика, который страдал от ожога, давал оценку людям, чем вызывал сострадание.
    Учащиеся: Шарикова перевоспитать или что-либо сделать с ним невозможно, так как он унаследовал вместе с гипофизом Клима Чугункина его социальный облик: три судимости, воровство, пьянство, вульгарность и даже умение играть на балалайке.
    -Как вы считаете, кто виноват в том, что Шариков стал таким?
    - есть ли вина Швондера?
    - можно ли, по-вашему, считать эксперимент удачным?
    Можно ли перевоспитать Шарикова?
    Уж если умному, образованному и интеллигентному профессору не удалось из Шарикова сделать человека – значит, это никому не удастся, никакая советская власть не сможет сделать из люмпенов достойных граждан. Каждый должен быть на своем месте. По словам профессора, кухарка не может управлять государством.
    - Найдите в тексте разговор Преображенского и Борменталя перед повторной операцией по «уничтожению» Шарикова. ( стр 264 -265, 266)
    - К какому выводу приводит Булгаков своего читателя?
    Учащиеся: «…зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого! …Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар!» Словами самого профессора Преображенского Булгаков говорит, что все должно происходить естественным путем.
    Учащиеся: Добавлю: « народные массы отстали от европейцев лет на двести и до сих пор ещё не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны», это значит, что движение вперед возможно в результате постепенного развития человека, а получилось, что революция только переставила людей в обществе, но не изменила их сознание в лучшую сторону.
    - «Я заботился совсем о другом, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался!» - профессор понял свою ошибку на десятый день после операции, а вот швондеры и шариковы не понимают, что нужно не делить всё поровну, а созидать самим, упорно трудиться, и прежде всего, над самим собой.
    Учащиеся: мне кажется, что писатель отрицательно относился к революции и считал её проявлением насилия в обществе.
    - Человек – неповторимая индивидуальность. Никакая форма насилия не может привести к успеху. В контексте произведения скрыта ещё одна немаловажная мысль: революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом – объявила пролетария хозяином жизни. Эксперимент с социализмом очень напоминает читателю искренние попытки профессора Преображенского насильственно улучшить человеческую породу. Создавая этот образ, Булгаков отразил свою заветную мысль об ответственности интеллигенции перед своей страной.

    - Согласны ли вы с мнением автора?
    Учащиеся: Я согласен с мнением писателя: за короткий срок невозможно создать сознательного о человека, равно как и совершенное общество.
    Учащиеся: писатель проводит параллель между опытом профессора и революцией. Меня, как и его, волнует роль человека в жизни общества. Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью. Нарушение законов как природных, так и нравственных может привести человечество к катастрофе.
    - То, что происходило в стране в 20-е годы XX века именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам и очень опасный. К попыткам создания нового, совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека, автор относился скептично.
    - Можно ли по-вашему, считать повесть Булгакова актуальной в наши дни?
    - Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи. Словно он о нашем времени писал.
    - По-моему, Булгаков уже тогда знал и предупреждал, как опасны шариковы. А шариковы дожили и до наших дней. И виноваты в этом сами люди.
    - Мне кажется, что Булгаков предвидел не только Шарикова. Вот Сахаров создал водородную
    Скажите, ребята, имеет ли право человек на проведение научных опытов? Выскажите свое мнение с помощью карточек, выстроив диаграмму.

    Сегодня на уроке мы затронули лишь одну проблему повести, разговор можно продолжать бесконечно, потому что проблема существует. Но я не ставила перед собой задачу изменить ваше мнение, и поэтому мы не ставим точку, а ставим многоточие.
    Чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю высказаться по данному началу:
    На уроке я понял, что…
    Эта тема заставила меня задуматься над…
    III. Подведение итогов урока, выставление оценок
    Категория: Литература | Добавил: майне (08.08.2011) | Автор: Марина
    Просмотров: 1353 | Рейтинг: 3.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]