Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 19.12.2024, 22:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Лучшие практики по воспитательной работе [9]
Методическое сопровождение ФГОС 2021 [0]
Банк лучших практик [0]
Августовский педсовет [1]
Виртуальный музей [10]
Муниципальный конкурс «Расскажу я Вам про папу!» [13]
«Воспитатель года» [62]
Новому времени – новая школа 2020 [89]
Новому времени – новая школа 2019 [37]
Новому времени – новая школа 2018 [35]
Новая школа - новый учитель 2017 [54]
«Новая школа - новый учитель» 2016 [60]
Новая школа - новый учитель 2015 [38]
«Моя любимая книга» [47]
Конкурсы для учащихся [114]
Конкурсы для педагогов [75]
Сетевой проект "Путешествие по земле Саратовской" [248]
Педагогический дебют-2024 [10]
Педагогический дебют-2023 [6]
Педагогический дебют-2022 [12]
Педагогический дебют-2021 [9]
Педагогический дебют-2018 [48]
Педагогический дебют-2016 [16]
Волжский мастер-класс [5]
ВОЛЖСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС г. Астрахань. [16]
Территория творчества. Крым-2018 [19]
Территория творчества. Крым-2017 [25]
Территория творчества. Сочи-2016 [21]
Методические материалы Всероссийского слета учителей Саратовской области «Творческая территория педагогического опыта и мастерства»
ЭОР и я - лучшие друзья 2016 [44]
Родной край, живи в веках и процветай! [35]
Межмуниципальный конкурс видеороликов «Видео опыт» [11]
Как безгранична щедрость языка! [15]
Муниципальный конкурс юных экскурсоводов - 2016 [11]
Каталог образовательных организаций [16]
Всем детям ровесница [81]
Энциклопедия одного слова 2016 [28]
Энциклопедия одного слова 2015 [64]
«Новогоднее настроение 2015» [48]
«Новогоднее настроение 2014» [215]
170 лет Русского географического общества [37]
Закаляйся, если хочешь быть здоров [721]
"Есенинская Русь" [10]
Видеоконкурс «СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ» [24]
Социально-психологическое сопровождение детей с ОВ [10]
Конфликты: профилактика и решение [12]
Современный урок [22]
Online-педсовет [34]
Мой мультимедийный урок-2019 [26]
Мой мультимедийный урок-2018 [32]
Мой мультимедийный урок-2017 [23]
Мой мультимедийный урок-2016 [23]
Мой мультимедийный урок-2015 [26]
Мой мультимедийный урок-2014 [26]
"Мой мультимедийный урок-2013" [9]
VI межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
ЭОРы как основополагающий компонент [130]
Олимпиады-2024 (школьный этап) [14]
Олимпиады-2023 (школьный этап) [37]
Олимпиады-2022 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2021 (школьный этап) [26]
Олимпиады-2019 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2018 (школьный этап) [44]
Олимпиады-2017 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2016 (школьный этап) [38]
Олимпиады-2015 (школьный этап) [41]
Олимпиады-2014 (школьный этап) [34]
Олимпиады-2013 (школьный этап) [40]
Песни (+) [10]
Здесь вы сможете найти популярные песни,
Песни (-) [8]
Здесь вы можете скачать минусы популярных песен
Классические произведения [3]
Здесь можно скачать произведения известных композиторов
Математика [19]
Русский язык [11]
Информатика и ИКТ [9]
История [3]
Логопедия [3]
Начальные классы [20]
Психология [6]
Физика [5]
Искусство [10]
Химия [3]
География [2]
Литература [9]
Иностранный язык [10]
Физическая культура [14]
Биология [7]
Технология [3]
Интерактивные формы проведения методической учебы [23]
Выставка-фестиваль «Слайд-шоу День Знаний» [19]
III Интернет-конференция "О, урок! - ты солнце" [64]
в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
"Мой мультимедийный урок" [48]
V межмуниципальный конкурс учителей образовательных учреждений «Мой мультимедийный урок»
Ф@милия.ru-2016 [48]
Ф@милия.ru-2015 [48]
Ф@милия.ru-2014 [44]
Ф@милия.ru-2013 [66]
"Ф@милия.ru"-2012 [65]
IV Межмуниципальная семейная ИКТ-Олимпиада "Ф@милия.ru"
Создание плейкаста - открытки нашего времени [199]
Интерактивное обучение [21]
Муниципальный конкурс роликов «Видео опыт» (физика [21]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 93
    Гостей: 93
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Литература

    «Художественный мир Н. М. Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей»

    I.   Оргмомент. Слайд 1

    Здравствуйте, ребята. Этот урок мне хотелось бы начать словами известного поэта Евгения Евтушенко:

    Людей неинтересных в мире нет,

    Их судьбы, как истории планет,

    У каждой всё особое, своё,

          И нет планет, похожих на неё.

     

    II.                   Об одном из таких людей, о его творчестве пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Это Николай Михайлович Рубцов. Слайд 2

     III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

    Знакомство с биографическими сведениями Н. М. Рубцова (1936-1971).

    Николай Рубцов – поэт самобытнейшего дарования и редкой по нашим временам трагической судьбы. Он из поколения детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу: он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете.  

    «Ему было шесть лет, когда умерла  мать и его отдали в детдом. Шестнадцать, когда он поступил кочегаром на тральщик. Он служил в армии, вкалывал на заводе. Учился… На тридцать втором году  жизни впервые получил постоянную прописку, а на тридцать четвёртом – наконец-то! – и собственное жильё: крохотную  однокомнатную  квартирку. Здесь спустя год его и убили…

    Вот такая судьба.  Слайд 3

    Первую книгу он выпустил в шестьдесят пятом году, а через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.  Н. Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят, когда в Тотьме ему поставят памятник.

    И это тоже судьба». ( Коняев Н. Путник на краю поля//Николай Рубцов: Вологодская трагедия. М., 1998. С. 6.)

     Чтение стихотворений Н.М.Рубцова («Ду­ша хранит», «Зимняя песня», «Русский огонек», «Утро»)  подготовленными учениками. Слайд 4, 5, 6, 7

     Ребята, вы сейчас прослушали замечательные стихи Николая Рубцова в исполнении ваших одноклассников. Давайте все вместе обсудим то, что вы услышали. ( Перед глазами уч-ся распечатки этих стихотворений)

       Беседа по вопросам:

    Ø          Какие темы затрагивает Н.М.Рубцов в сво­их стихотворениях? (Основные мотивы творчест­ва поэта — родина, природа, русская душа.)

    Ø          Какие образы встречаются в стихотворени­ях Н.М.Рубцова? (Любимые образы поэта — свет, звезда, огонек.)

    Какие символические значения имеют эти образы? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоцииру­ется со священным огнем, со светом разума и бла­горазумия, со светом истины. Пламенеющая звез­да обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где ро­дился спаситель, указывает путь к Богу. Слайд 8

    Огонь — мотив зарождения человеческой ци­вилизации. Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду. Священный огонь был источником власти. Светоч — это огонь, кото­рый мать приносила в дом своей дочери, зажигая ее очаг, как знак связи с родным домом.

    Как видим, это символы жизни, добра, тепла, надежды.)

     Слово учителя. На стихи Н.М.Рубцова на­писано разными композиторами более 120 песен. Например, около трех десятков песен на стихи Н.М.Рубцова написал композитор А.С.Лобзов. Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагменты очень известных песен на слова Н. Рубцова. Обратите внимание на за­душевность, мелодичность произведений поэта (звучит песня на стихи Н.М.Рубцова). Слайд 9

     Вывод. Сущность творчества Н.М.Рубцова критик В.Оботуров выразил так: «У каждого по­эта есть свой предмет поэзии. Для кого-то суще­ствует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интим­ной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждаю­щая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям. Без поучений и на­зиданий зовет она к сострадательности и совест­ливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира».

    «Звезда полей» — стихотворение для Рубцова почти программное, это его своеобразный символ веры. На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся проанализировать это стихотворение.

     Анализ стихотворения «Звезда полей». Слайд 10

    Как связано это стихотворение с биографи­ей поэта? (В середине 1964 года поэт был отчис­лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи­телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.)

    Выразительное чтение стихотворения учителем. Слайд 11

    Звезда полей

     

    Звезда полей во мгле заледенелой,

    Остановившись, смотрит в полынью.

    Уж на часах двенадцать прозвенело,

    И сон окутал родину мою...

     

    Звезда полей! В минуты потрясений

     Я вспоминал, как тихо за холмом

     Она горит над золотом осенним,

     Она горит над зимним серебром...

     

    Звезда полей горит, не угасая,

     Для всех тревожных жителей земли,

     Своим лучом приветливым касаясь

     Всех городов, поднявшихся вдали.

     

              Но только здесь, во мгле заледенелой,

    Она восходит ярче и полней,

    И счастлив я, пока на свете белом

    Горит, горит звезда моих полей...

                                                                    1964

    Словарная работа. Слайд 12

    Ребята,  что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе­ние», «угасать»?

    Ответ. Заледенелый — заледеневший, покрыв­шийся льдом.

                 Полынья — незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

                Потрясение — 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

               Угасать — то же, что и гаснуть.

     

    1.     Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам.

    Ø    Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г)

    Ø    К какому жанру лирики относится это сти­хотворение? (Элегия.)

    Ø    Что такое элегия? (Элегия — это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния.)

    Ø    О чем это стихотворение? (В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» — это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

    Ø    Какие образы возникают при чтении сти­хотворения? (При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

                   Что же символизирует звезда? (Звезда — символ жизни, рока, судьбы  Слайд 13

    . Н.М.Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

    Звез­да полей во мгле заледенелой,

        Остановившись, смотрит в полынью.

      Уж на часах двенадцать прозвенело,

                                        И сон окутал родину мою…

    т.е. звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одино­чества. И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

    Я вспоминал, как тихо за холмом

    Она горит над золотом осенним,

    Она горит над зимним серебром...

     

    Слово учителя:

    Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. Но города, которых она касается «приветливым лучом», располагаются «вдали». Вдали от чего? От того самого места, которое в стихотворении не названо, но означено словом «здесь». Можно предположить, что на глу-бинном уровне в тексте отражается мифологическое представ­ление о Мировом Древе, связывающем между собой наш «дольний» мир с его земными заботами и тяготами («В минуты трясений / Я вспоминал...»), и мир «горний», тот, что придает высший смысл нашему обыденному существованию (...И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...»). Мировое Древо является центром мироздания, но стоит Древу пошатнуться — и Вселенная лишится опоры, придет в состояние хаоса.

    Образная структура текста подтверждает нашу догадку. «Звезда полей» отражается в полынье — и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда. А ведь согласно древним мифам, установление Мирового Древа как раз знаменует переход к новому  времени Слайд 14 (наша новогодняя елка, по сути, не что иное, как модель того самого первоначального Древа).

    Внешняя простота, песенность стихотворения (отметим перекличку с известным романсом «Гори, гори, моя звезда») не должна заслонять от нас его глубочайший смысл. Вряд ли Рубцов сознательно ориентировался на архаический миф, но всем своим существом он понимал, что родина, родные поля, над которыми звезда «восходит ярче и полней», — это и ecть  для него центр Вселенной, то единственное место на земле, где он может жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой — или, попросту, жить в согласии с Богом.

    В сущности, трагическая гибель Рубцова (от руки женщины, которую он вскоре собирался назвать своей женой) последовала именно от того, что он «надорвался», не вынес равнодушия со стороны тех, кто:

     ... Снуют. Считают рублики.

     Спешат в свои дома.

     И нету дела публике,

     Что я схожу с ума!

    Из ранних стихов, 1957 г.

     «Звезда полей» не спасла своего поэта.

     Образ звезды чаще всего встречается в песенном жанре, в романсе. Я уже упоминала это слово на уроке. Стихотворение Рубцова перекликается с известным романсом «Гори, гори, моя звезда» или с песней А. Градского «Звезда полей». Слайд 15

     Ø            Кто-нибудь знает, что такое романс? (Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией). На примере стихотворения «Звезда полей» можно увидеть сочетание двух жанров – элегии и романса.

    Ø            Сколько строф имеет стихотворение? (Четыре)

    Ø            Как называется строфа, состоящая из четырёх строк? (Катрен)

    Ø           Слайд 16 Давайте проанализируем содержание стихотворения. Когда светит звезда? Обратите внимание на эти строки:

    Звезда полей во мгле заледенелой,

    Остановившись, смотрит в полынью.

    Уж на часах двенадцать прозвенело,

    И сон окутал родину мою...

                 Звезда полей! В минуты потрясений

                 Я вспоминал, как тихо за холмом

                 Она горит над золотом осенним,

                 Она горит над зимним серебром...

                 Звезда полей горит, не угасая…

    Т.е. звезда горит всегда:   ночью, зимой, осенью… - вечно.)

    Ø    Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

    Ø    Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

    Ø    Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символом  света, доброты, душевного спокойствия. А это всё связано с понятием «Родина».)

    Где же звезда «восходит ярче и полней»? Слайд 17

    Но только здесь, во мгле заледенелой,

    Она восходит ярче и полней…

    Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину. Слайд 18

    Ø  Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.  (Лирический  герой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):

                            И счастлив я, пока на свете белом

                            Горит, горит звезда моих полей...

    2.                                   Работа в тетрадях

    Ребята, давайте сейчас с вами вспомним понятия о рифме, ритме, стихотворном размере. Потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведения. Итак, обратите внимание на слайд. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий. Слайд 19

     А) Назовите размер стихотворения.

    Б) Расставьте ударения во всех словах.

    В) Прочитайте стихотворение.

    Г) Разделите слова на слоги.

    Д) Составьте схему стиха.

    Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

     

    (Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А.)

     

    А теперь давайте определим размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей». Слайд 20

                  Звезда полей во мгле заледенелой,

                         Остановившись, смотрит в полынью.

     ___  - безударный слог

       /    - ударный слог

     СХЕМА СТИХА:

    __ / __ / __ / __/ __ __

    __ / __  __ __ / __ / __ __      

     

    Пятистопный ямб с перрихиями  (стопа  ямба или хорея с пропущенным ударением)

    Слайд 21

    В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная:  АБАБ.

     

    Ø                     Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? ( Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства.)

    5.    Анализ средств выразительности. Слайд 22, 23

    Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё и различные средства художественной выразительности. Вам сейчас предстоит очень интересная работа – найти   в тексте стихотворения примеры перечисленных на слайде средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции.

     

    Средства языковой выразительности

    Примеры

    эпитеты

    Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

    метафоры

    Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

    олицетворения

    Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;  своим лучом приветливым касаясь.

    антитеза

    Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

    анафора

    Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

     повтор

    «Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

     IV.  Итог урока

                     В заключении мне хотелось бы вам сказать,  что  Н. М. Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

                       Рефлексия Слайд 24

     Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

     1. сегодня я узнал…

    2 было интересно…

    3. было трудно…

    4. я теперь могу…

    5 я научился…

    6. у меня получилось…

    7. мне захотелось…

    8. я попробую…

    9. я смог

    10.урок дал мне для жизни!

     

    V. Домашнее задание Слайд 25

     Ø    Выучить стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» наизусть.

    Ø    В рамках сдачи ЕГЭ

    Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий (С1, С2, С3).

    VI.  Комментирование оценок.

    Спасибо всем!  Мы с вами неплохо поработали.

    Оценки за урок:

    «5»    Замечательными исследователями у нас сегодня были…..

    «4»    Стажёрами назовём…….

    «3»    А…..ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё          

               мастерство.

     Индивидуальный лист учащегося

     Душа хранит

    Вода недвижнее стекла.

    И в глубине ее светло.
    И только щука, как стрела,
    Пронзает водное стекло.

    О, вид смиренный и родной!
    Березы, избы по буграм
    И, отраженный глубиной,
    Как сон столетний, Божий храм.

    О, Русь - великий звездочет!
    Как звезд не свергнуть с высоты,
    Так век неслышно протечет,
    Не тронув этой красоты,

    Как будто древний этот вид
    Раз навсегда запечатлен
    В душе, которая хранит
    Всю красоту былых времен...

     

    Зимняя песня

     В этой деревне огни не погашены.

                Ты мне тоску не пророчь!
    Светлыми звездами нежно украшена
                Тихая зимняя ночь.
     
    Светятся тихие, светятся чудные,
                Слышится шум полыньи...
    Были пути мои трудные, трудные.
                Где ж вы, печали мои?
     
    Скромная девушка мне улыбается,
                Сам я улыбчив и рад!
    Трудное, трудное - все забывается,
                Светлые звезды горят!
     
    - Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
                Глохнет покинутый луг?
    Кто мне сказал, что надежды потеряны?
                Кто это выдумал, друг?
     
    В этой деревне огни не погашены.
                Ты мне тоску не пророчь!
    Светлыми звездами нежно украшена
                Тихая зимняя ночь...

     

    Русский огонёк

    Погружены

    в томительный мороз,
    Вокруг меня снега оцепенели!
    Оцепенели маленькие ели,
    И было небо темное, без звезд.
    Какая глушь! Я был один живой,
    Один живой в бескрайнем мертвом поле!

    Вдруг
    тихий свет
    (пригрезившийся, что ли?)
    Мелькнул в пустыне,
    как сторожевой...
    Я был совсем как снежный человек,
    Входя в избу (последняя надежда!),
    И услыхал, отряхивая снег:
    - Вот печь для вас и теплая одежда...
    Потом хозяйка слушала меня,
    Но в тусклом взгляде
    Жизни было мало,
    И, неподвижно сидя у огня,
    Она совсем, казалось, задремала...

    Как много желтых снимков на Руси
    В такой простой и бережной оправе!
    И вдруг открылся мне
    И поразил
    Сиротский смысл семейных фотографий:
    Огнем, враждой
    Земля полным-полна,-
    И близких всех душа не позабудет!..
    - Скажи, родимый,
    Будет ли война? -
    И я сказал: - Наверное, не будет.
    - Дай Бог, дай Бог...
    Ведь всем не угодишь,
    А от раздора пользы не прибудет...-
    И вдруг опять:
    - Не будет, говоришь?
    - Нет,- говорю,- наверное не будет.
    - Дай Бог, дай Бог...

    И долго на меня
    Она смотрела, как глухонемая,
    И, головы седой не поднимая,
    Опять сидела тихо у огня.
    Что снилось ей?
    Весь этот белый свет,
    Быть может, встал пред нею в то мгновенье?..
    Но я глухим бренчанием монет
    Прервал ее старинные виденья...
    - Господь с тобой! Мы денег не берем!
    - Что ж,- говорю,- желаю вам здоровья!
    За все добро расплатимся добром,
    За всю любовь расплатимся любовью...

    Спасибо, скромный русский огонек,
    За то, что ты в предчувствии тревожном
    Горишь для тех, кто в поле бездорожном
    От всех друзей отчаянно далек,
    За то, что, с доброй верою дружа,
    Среди тревог великих и разбоя
    Горишь, горишь, как добрая душа,
    Горишь во мгле - и нет тебе покоя...

     

    Утро

     

    Когда заря, светясь по сосняку,
    Горит, горит, и лес уже не дремлет,
    И тени сосен падают в реку,
    И свет бежит на улицы деревни,
    Когда, смеясь, на дворике глухом
    Встречают солнце взрослые и дети,—
    Воспрянув духом, выбегу на холм
    И все увижу в самом лучшем свете.
    Деревья, избы, лошадь на мосту,
    Цветущий луг — везде о них тоскую.
    И, разлюбив вот эту красоту,
    Я не создам, наверное, другую...

     

    Домашнее задание.

     Ø    Выучить стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» наизусть.

    Ø    В рамках сдачи ЕГЭ

    Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий (С1, С2, С3).

    Часть С.

    С1. Какое чувство охватывает лирического героя стихотворения Н. М. Рубцова, когда он видит «звезду полей»?

    С2. Символом чего является «звезда полей» для Н. М. Рубцова?

    С3. Почему поэзию Н. М. Рубцова называют «тихой лирикой»?

     



    Источник: http://depositfiles.com/files/gdqsc6xdj
    Категория: Литература | Добавил: rrr0901 (13.05.2011) | Автор: Бобровская Светлана Ивановна
    Просмотров: 53421 | Рейтинг: 4.4/17
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]