1. Организация
класса
2. Сообщение
темы и цели урока. (1 слайд)
Ребята, вы закончили изучение творчества В.
Маяковского. Итогом вашей работы было написание сочинения. А сегодня на уроке
мы познакомимся с новым поэтом А. А. Ахматовой, проанализируем ее жизненный и
творческий путь.(2 слайд). Познакомимся
с основными темами ее творчества: тема Пушкина, тема любви, тема верности
России, тема сталинских репрессий. (3
слайд). Будем читать и анализировать стихи. Выразительное чтение
стихотворения было вашим домашним заданием. На уроке напишем творческую работу,
проанализируем некоторые главы поэмы «Реквием»,поговорим о домашнем задании к
следующему уроку.
Итак, тема
нашего урока следующая, прочитаем ее. Эпиграфом к уроку послужили слова самой
А. Ахматовой, прочтем их.
3. Запись числа,
темы, эпиграфа.(4 слайд)
4. Изучение
нового материала.
а) Слово учителя.
Одесса! Одна
из жемчужин бывшей России. Город у Черного моря. Город, где 11 июня 1889 года (5 слайд) родилась Аня Горенко- девочка,
которой была суждена слава великой поэтессы
XX века. Она вошла в историю мировой литературы как Анна
Ахматова (по фамилии ее бабушки- княжны Ахматовой, происходившей из рода князя
Ахмата, последнего покорителя Москвы.) (6
слайд)
С 1890 по
1905 год семья Горенко (7 слайд)
живет в Царском селе, на лето, выезжая в Одессу. Море и Пушкин (в Царском селе
прошло его отрочество) стали первой любовью девочки. А. С. Пушкину Анна
Ахматова посвящает ряд стихотворений, одно из самых известных « Смуглый отрок». (8 ,9 слайды).Читаем
это стихотворение.
- Кого называли
отроком?
- Почему смуглый отрок? ( А. С. Пушкин, как известно,
был правнуком арапа Петра Великого, отсюда его смуглость).
Память о нем
живет в Царско-сельских местах, и кажется, что там, на траве.
- Что можно увидеть? ( Увидеть пушкинскую треуголку и
томик Парни)
- А что такое треуголка? ( Головной убор лицеистов)
- Кто такой парни? (Модный в начале 19 века
французский поэт)
Юные годы
Ахматовой прошли в Царском Селе. Пушкин стал в ее поэзии и судьбе путеводной
звездой. (10 слайд)
Что отличает
Анны Ахматовой о любви? Напряженность
любовного чувства, пристальные вглядывание в различные психологические состояния лирической героини.
Лирика Анны Ахматовой о любви ассоциативна. Она избегает говорить о чувствах прямо, предпочитая намеки
. В подтверждение моих слов прочитаем стихотворений « Сжала руки под темной вуалью…»(11слайд)
- Кто герои этого стихотворения?
-Что приносит это свидание мужчине?
-Героиня стихотворения это поняла, она бросается
вслед. Мужчина ее останавливает и что он ей говорит?
- Что он хотел сказать этими словами?
- Кому обычно говорят такие слова?
Одна деталь и
все сказано: нет ни заломленных рук, ни женского плача, нет рассуждений, объяснений.
Напомню, что художественная деталь – одно из средств создания художественного образа,
которая помогает представить характер в неповторимой индивидуальности.
«Перил не
касаясь», т.е. стремительно без всякой осторожности, не думая о себе, - это
акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь.
- «Улыбнулся спокойно и жутко». Какой синтаксический
прием использует автор? (излюбленный
ахматовский синтаксический прием – оксюморон, сочетание несочетаемого).
Следующее
стихотворение, относящееся к любовной лирике «Песня последней встречи».
- О чем это
стихотворение? Его тема?
(«Песня последней встречи» тоже о любви, здесь опять
любимая тема поэтессы – расставание) (12
слайд)
- Каково внутреннее состояние лирической героини?
(Степень
душевного смятения убедительнее всего
показывает одна деталь, героиня перчатку с левой руки надела на правую руку).
Посредством поразительной точности художественной
детали утверждается нечто большее, нежели душевное состояние, целый душевный
строй.
5.Сочинение
–миниатюра. (13 слайд)
Тема: Расставание. Какие чувства
испытывает человек в этот момент жизни?
6.Чтение
творческих работ.
7.Слово
учителя.
В 1912 году у
Ахматовой и Николая Гумилева родился сын Лев (14 слайд) – будущий великий историк 20 века, автор теории
происхождения народов Азии и Европы. В 1913 году Анна Ахматова и Николай
Гумилев разошлись, как расходятся в разные стороны две великие реки, чтобы
вобрать в себя множество притоков. (15
слайд). Анна занимается воспитанием
сына, каждое лето бывает в имении мужа Слепнево Тверской губернии. (17 слайд).Побывала она и во Франции,
где очаровала многих французских поэтов. Знаменитый итальянский художник Амедео
Модильяни стал ее другом и написал ее ставший широко известным портрет.
Наступил
1917год. Царь отрекся от престола, а в октябре власть перешла в руки
большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала
покидать Россию.
Ахматова
понимала, что на народ нашло какое –то безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми, кто составлял цвет
нации, ни к чему хорошему привести не может. Ахматова решила остаться на
Родине, чтобы помочь народу понять, что он натворил, и исправить то, что было
сделано политическими безумцами.
Чтение стихотворения «Мне голос был»…(18 слайд)
-Какова тема этого стихотворения?
- Какова идея этого стихотворения?
(основная мысль
заключается в том, что лирический герой безгранично любит свою Родину, несмотря
на все драматические и трагические события, которые происходят в стране)
Но в 20 годы
Ахматовой не верят, ее не печатают, вернее, она сама не желает печататься и
замолкает надолго. Анна Ахматова молчит, молчит, потому что не согласна с
Советской властью.
Ее маленький
сборник появляется в 1940 году, но в него вошли только стихи прошлых лет (до 1921 г.).
В 1937 году
Ахматова пишет поэму «Реквием». Эта поэма была создана, когда вторично был
арестован ее сын Лев Гумилев, арестован за то, что отцом его был Николай
Гумилев. За то, что его взгляд на историю не совпадал с официальным. В 1937
году наркомом внутренних дел стал
Н.И.Ежов.(19 слайд). Он получил
неограниченную власть над страной. Начались массовые аресты.
«Реквием» не был опубликован при жизни Ахматовой, в то
время это было смертельно опасно. (20
слайд)
- Как вы понимаете слово «реквием»?
А) Чтение «Вместо предисловия»
Б) Вступление (чтение) (21 слайд)
- Почему Ахматова говорит о том, что Ленинград
«болтался возле тюрем»?
-Какой представляется Россия того времени поэту?
В) Первая глава
(чтение) (23 слайд)
- Почему Ахматова использует глагол «выть», а не
плакать?
Г) Пятая глава (чтение)
- Что пришлось пережить матери?
- Каково ее состояние?
Д) Эпилог
(фрагмент) (24 слайд)
Комментарии
учителя.
Ахматова
хочет, чтобы поименно назвали тех, кто погиб. Поэт никогда не забудет горе,
которым «кричит стомиллионный народ».
И памятник, если его когда- нибудь воздвигнут, пусть
стоит там, где стояла она вместе с народом долгие дни и где ей не открыли
засов, чтобы выпустить ее любимого сына. (25
слайд)
Ребята,
теперь, я думаю, вы понимаете, почему «Реквием» не был опубликован при жизни
Ахматовой.(26 слайд)
8.Слово учителя.
А в 1946 году
А.А.Жданов, тогда первый секретарь Ленинградского обкома, раскритиковал ее
стихи. Критика была несправедлива, жестока. Ахматовой не смогли простить ни
происхождения, ни независимости, ни таланта. И опять замолчала Ахматова на
долгие годы, на долгие пятнадцать лет. Она зарабатывала себе на жизнь
переводами. Слава нашла Ахматову, когда была ей почти не нужна. В 1964 году в
Италии ей была присуждена литературная премия «Этна – Таормина», (27 слайд) а в 1965 году Ахматова была
удостоена звания почетного доктора Оксфордского университета. (28 слайд)
Ахматова
умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в городе Комарово под
Санкт-Петербургом, как и хотелось великой женщине с трудной судьбой.
9. Рефлексия. В
результате урока «Это было со мной и с моею страною» (29 слайд)
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
Три самых важных
имени:
Три самых важных
события:
Три самых важных
чувства:
Три самых важных
качества:
10.Домашнее
задание:
1.Биография А.Ахматовой(учить)
2.Стихотворение наизусть(по выбору)
3.Поэма «Реквием» (выраз.чтение)