в целях поддержки инновационной деятельности учителей в использовании современных технологий в образовательном процессе с 6 по 18 февраля 2012 года проводится III межмуниципальная Интернет-конференция «О, урок! – ты солнце! Мой самый необычный урок».
Байгалиева З.К. Урок-игра по басням И.А.Крылова « Басни Крылова в жанре комедии и трагедии»
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
Организационная структура урока:
Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит хорошего дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, быть активными слушателями и прекрасными участниками сегодняшнего урока. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение всем присутствующим в этом классе.
- Посмотрите на экран, скажите, что изображено на картинках? ( Иллюстрации к басням) СЛАЙД 1
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? ( о баснях)
кто является автором этих замечательных басен? (И .А.Крылов) СЛЙД КРЫЛОВ
- Да, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами вспомним
замечательного русского баснописца И.А. Крылова, который написал много интересных и замечательных басен.
И мне бы хотелось начать наш урок прекрасными словами М. В Исаковского
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова
- Согласны ли вы со словами поэта М. В Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?( ответ детей)
Да, действительно в нашей повседневной речи мы часто употребляем выражения из крыловских басен, не всегда при этом осознавая их авторство. Они давно стали крылатыми выражениями , пословицами и поговорками.
У вас на столах тоже лежат крылатые выражения. Давайте попробуем их продолжить.
1)Продолжите крылатые слова. (СЛАЙД №3)
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь) ( Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
Мартышкин труд. (Обезьяна)
(бесполезный труд. Напрасные страдания)
-К каким басням принадлежать эти крылаты слова? ( Слон и Моська, стрекоза и муравей, квартет ….)
Вы назвали басни , которые написал замечательный баснописец И.А Крылов.
А кто сможет дать определение, что такое басня?
( один из самых популярных и древнейших литературных жанров, это стихотворное, прозаическое произведение нравоучительного характера Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.)
— Кто является героями басен? ( волк, лиса…..)
Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя — неуклюжесть, в образе Осла — глупость, упрямство, в образе Муравья — трудолюбие. В образе зайца- трусость. действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
А сейчас немного вспомним басни Крылова и проведем интересный конкурс
Каждому участнику буду задавать вопрос, а вы постарайтесь на него ответить.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
( по времени)
Конкурс «Найди пару» игра в группах
- Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.
- Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.
- Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
Работа с басней «Свинья под дубом»
На столе у вас лежит текст басни И.А.Крылова « Свинья под дубом». Давайте прочтем эту басню. Кто является героями этой басни?
-С какой интонацией надо читать слова свиньи?
( лениво, спокойно, нагло.
-А почему?
Давайте в тетрадях запишем слова , которые характеризуют свинью.( наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.)
-А дуб мы можем охарактеризовать? ( мудрый, умный)
-Докажите, что свинья действительно неблагодарна. ( Наелась желудей до сыта. До отвала……….
- Что означает выражение поступить по – свински?, подложить свинью? ( совершить подлость)
- Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?
( Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды)
Мы рассмотрели басню Крылова, охарактеризовали героев басни, рассмотрели их поступки.
- По случаю того, что я у вас в гостях, мне очень у вас понравилось, я познакомилась с вами поближе и вместе с вами изучая творчество И.А. Крылова, вспоминая его героев мне бы хотелось пригласить вас в театр
Скажите, вы были в театре?
Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.
сегодня на нашем уроке ваша мечта исполнится. Мы сегодня с вами станем актерами импровизированного театра.
дарование — явление сложное. К. С. Станиславский писал: «Талант — это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание, находчивость ...» И я уверенна что у вас все это есть. (ВИДЕО ПРИЛАШЕНИЕ В ТЕАТР)
Весь мир – театр,
Мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой
И я сейчас приглашаю желающих проверить свои актерские способности.
на суд зрителям мы покажем импровизированную басню Крылова . Эта басня вам знакома « Свинья под дубом». Но каждая группа сыграет одну и туже басню в разных жанрах. 1 группа сыграет басню жанре трагедии. А 2 группа в жанре комедии. Получите задание и реквизит
( участников -4)
Перед выступлением даже самые знаменитые актеры готовятся к своему выходу и здесь не обойтись без репетиции -
-А пока наши актеры готовятся, мы с вами немного поиграем
Игра называется «Чёрный ящик»
Участники по очереди достают из черного ящика предметы (можно заменить карточками с изображением предметов). Нужно определить, из какой басни предмет или его изображение.
жёлудь
«Свинья под Дубом»
очки
«Мартышка и очки»
зеркало
«Зеркало и Обезьяна»
сыр
«Ворона и Лисица»
жемчужина
«Петух и жемчужное зерно»
топор
«Дерево»
хворостина
«Гуси»
листья
«Листы и Корни»
два ячменных зерна
«Муравей»
Кроссворд. (По времени)
-Итак, дорогие зрители, поприветствуем наших артистов! Предлагаем вам посмотреть инсценированное представление басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» в жанре комедии!
-Молодцы!
-А сейчас вашему вниманию предлагается трагедия по этой басне! Браво!
-Я благодарю наших актеров за прекрасное исполнение басни!
-Ребята, какая инсценировка вам больше понравилась?
-Удалось ли артистам передать характер героев?
Выступление кого из ребят вам больше всего понравилось? Почему?
У вас на столах лежат маски. Внимательно посмотрите на них. Какое настроение у вас осталось после посещения театра МАСКИ
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты.
Всем актёрам в благодарность
Дарим мы… (аплодисменты!)