I.
Организационный
момент:
II.
Актуализация
знаний учащихся:
тема, цель, задачи урока. (1 слайд) Вступительное слово
учителя биологии: сегодня мы проводим не
совсем обычный урок – интегрированный,
так как с точки зрения биологии, химии и экологии одновременно рассмотрим тему
нашего урока, название которой мы с вами определим, посмотрев фрагмент
видеофильма (2 слайд).
Учитель биологии: Я думаю, что
вы все догадались, тема урока
(«Обмен веществ и энергии»- отвечают дети) (3,4,5 слайд)
Учитель химии:
Ребята, давайте вспомним знакомую вам
схему классификации веществ.
Ответ ученика:
вещества - органические (белки, жиры, углеводы, НК) и неорганические (вода и
минеральные соли) (6 слайд).
Содержание
веществ в организме составляет – (7 слайд)
Учитель биологии: Мы с
вами знаем, что пища источник энергии и строительного материала, каждая наша
клетка постоянно обновляется за счёт питательных веществ, приносимых кровью, из
них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Питание поддерживает обмен
веществ и энергии. Обмен веществ или метаболизм – одно из основных свойств
живого организма. Суть его – в постоянном поступлении и выведении из организма различных веществ.
Вопрос: А между чем происходит
обмен веществ и какие вещества поступают и удаляются? Для ответа на этот вопрос
составим схему: (8 слайд)
Объяснение учителем биологии темы обмен
веществ и энергии (10, 11 слайд).
Работа в группах составление схемы: (5
минут) обмен белков – первая группа, обмен жиров – вторая группа,
обмен углеводов – третья группа.
Обсуждение полученных результатов. После
выступления групп учитель биологии подводит итоги и озвучивает функции веществ(12,
14, 16 слайд)
Учитель экологии:
Ребята, давайте вспомним в каких продуктах содержаться данные органические
вещества? (13, 15, 17 слайд)
Ответ уч-ся: Углеводы
содержаться в кондитерских изделиях, крупах, сладостях, картофеле, яблоках, горохе,
капусте; Белки – в молочных
продуктах, картофеле, фасоли, мясе, рыбе; Жиры
- в сале, жирном мясе и рыбе, сливочном и растительном масле, в молочных
продуктах повышенной жирности.
Учитель
экологии: Ребята, на слайдах вы видите в каких продуктах содержаться
углеводы, белки и жиры (работа с 18 слайдом).
Учитель биологии: так как
урок интегрированный, состоящий из
блоков проверим себя.
Тестирование: 1.
Проверка – взаимопроверка (19 слайд)
А теперь физкультминутка (20 слайд)
Учитель химии: Ребята с данными органическими веществами
более подробно познакомимся в 9-10
классах при изучении курса «Органическая химия», а сейчас переходим к
обмену веществ неорганических соединений. Мне бы хотелось поговорить с вами об
одном веществе, о каком для этого необходимо отгадать загадку:
«Я очень добродушная.
Я мягкая, послушная.
Но, когда я захочу,
Даже камень источу». (21 слайд)
(вода) (22 слайд)
Учитель биологии: Вода
входит в состав крови, пищеварительных соков, слёз, костей мышц и в итоге
составляет более половины массы тела человека – 65%. (23, 24 слайд)
Объяснение учителем химии
строения и свойства воды. (25-30 слайд)
Учитель химии: вы
много раз слышали, что вода является растворителем, то есть у воды есть важное
свойство растворять в себе многие вещества. (31 слайд)
Учитель химии:
сегодня необходимо вспомнить, что вода может вступать и в химические реакции,
что это такое мы уже говорили, а вот назовите типы химических реакций, с
которыми мы с вами уже познакомились. (32 слайд) Разложения и соединения.
Ученики
работают у доски
Учитель биологии: так
как вода, является хорошим растворителем, она участвует во всех процессах
жизнедеятельности организма: осуществляет транспортировку питательных веществ и
кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании, терморегуляции, для
обеспечения нормального существования человек должен потреблять в сутки до двух
литров воды это в два раза больше, чем питательных веществ. Потери до 15% воды
приводят к нарушению обмена веществ, а потеря
25% к гибели. Выделение воды происходит через мочевыделительную
систему, при дыхании, потоотделении. (33
слайд)
Учитель химии: А
давайте вспомним, какие вещества называются солями?
Ответ ученика: Это
сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.
Учитель химии: ребята
подготовили сообщения о Хлориде натрия NaCI, Карбонате кальция СаСО3,
Фосфате кальция Са3(РО4)2 , давайте
послушаем. (34-38 слайд)
Выполнение задания-дерево: изображены формулы солей и химических
элементов необходимых человеку. Учащимся необходимо выбрать формулы солей. (39
слайд)
Учитель химии: Ребята, а почему на
нашем дереве остались формулы химических элементов? Химические элементы –
составная часть веществ как органических так и неорганических
Учитель биологии: соотношение
химических элементов в живых организмах разная, в зависимости от
содержания различают три группы
элементов: макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы. (40 слайд)
Выступление ученика: особое внимание мне хотелось бы уделить
железу. (41-43 слайд)
Учитель химии: этап «Проверь
себя» тестирование (44 слайд)
Физкультминутка (45
слайд)
Объяснение учителя экологии о
правильном питании. (46 слайд)
Выступление
учащихся с результатами мини-проекта. (47-53)
Учитель экологии: А,
сколько раз нужно питаться в день?
Ученики:
Организму подходит 5-6 разовое питание с промежутками между едой в 3 – 4 раза:
завтрак - 25%,; обед -50%: полдник – 15%; ужин – 10% и избегать перекусывания.
(54 слайд) Питание должно быть сбалансированным.
Знакомство
уч-ся с витаминами. (55 слайд) на следующем уроке биологии вы
познакомитесь с классификацией и значением витаминов.
А сейчас подведем итог урока составлением синквейна. (56 слайд)
2 строка – два
прилагательных, определяющих это понятие (пластический, энергетический)
4 строка – одно короткое предложение, характеризующее это понятие (основное
свойство живых организмов)
5 строка – одно слово существительное, с которым ассоциируется это
понятие (жизнь)
- я не буду делать ошибки.
Домашнее
задание: по биологии, экологии параграф 36,
задание в рабочей тетради, мини-проекты (58 слайд)