МОУ «СОШ с.Новочерниговка» Озинского района Саратовской области
В рамках РМО
Урок химии в 9 классе
«Алюминий»
Парамоненкова Е.Г.
Девиз урока: «Древо науки всеми корнями связано с исследованием»
Цели урока: A. Обучающая: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, решать задачи, составлять уравнения химических реакций). B. Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке. C. Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности. Тип урока: изучение новой темы Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа. Средства обучения: маршрутная карта, химическое оборудование, инструкции. Активизация внимания: на доске написано слово «квартира», запомнить порядок написания букв и повторить их. I.Мотивация. Актуализация знаний
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой «дом». Как он называется? Какие «адреса» имеют химические элементы? Сегодня мы познакомимся с одним из «жильцов» этого «дома». Прошу внести черный ящик.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», лаборант вносит черный ящик.
Спрятан в ящике предмет – Без него не съесть обед. Вещь незаменимая, Вещь необходимая. Если мы садимся кушать, Тот предмет нам очень нужен. Из чего же сей предмет? Серебристо – белый цвет Вам позволит дать ответ. (алюминиевая ложка)
II.Объявление темы и цели урока.
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом – алюминием – и образованным им простым веществом. Для этого вам понадобится маршрутная карта. Внимательно рассмотрите ее и скажите, где вы сегодня побываете.
Маршрутная карта
Дата:_________ Тема: _______________________________________ Цели: изучить положение алюминия в Периодической системе, строение атома элемента, физические и химические свойства простого вещества.
Станция 1. «Визитка химического элемента» Рассказ учащихся о положении алюминия в периодической системе и строение его атома. Алюминий находится в главной подгруппе III группы 3 периода. Порядковый номер 13, атомная масса 27. Схема расположения электронов по энергетическим уровням следующий: AI 2е- ,8е- ,3е- Время стоянки 3 мин. Работая в паре, определите место положения элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетрадях.
Порядковый номер:________ Период:___________________ Группа:___________________ Подгруппа:________________ Электронная формула атома:____________________
Из предложенных формул выберите электронную формулу AI.
1s2 2s2 2p6 3s1 1s2 2s2 2p6 3s2 3p5 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d 4s1 1s2 2s1
Станция 2. «Физические свойства простого вещества». ( Работа с учебником). Время стоянки 5 минут. Сейчас вам предстоит работать в парах. Возьмите алюминиевую проволоку в руки, рассмотрите ее, попробуйте изменить ее форму. На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства алюминия и запишите их. Запишите в тетради, используя знания по физике, физические свойства вещества. В случае затруднения поставьте карандашом знак вопроса напротив соответствующего свойства. Алюминий относительно мягкий, пластичный металл. В этом легко убедиться, если сгибать алюминиевую проволоку или пластинку. Цвет его серебристо-белый с характерным блеском. Этот металл имеет сравнительно невысокую температуру плавления, плавится при 6600С и высокую электрическую проводимость. Его плотность составляет 2,7г/см3 Он очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в листы и фольгу. По электропроводимости уступает лишь серебру и меди.
Цвет: Запах: Металлический блеск: Твердость: (твердый, мягкий) Плавкость: (легкоплавкий, тугоплавкий) Пластичность: Теплопроводность: (высокая, низкая) Электропроводность: Температура плавления: ( Для доказательства теплопроводности и электропроводности учитель проводит опыт)
Алюминий относится к числу элементов, которые были известны с глубокой древности. Но в чистом виде алюминий был получен датским химиком Х.Эрстедом только в 1825году. Название этого элемента происходит от латинского алюмен, так в древности называли квасцы, которые использовали для крашения тканей. В 19 век алюминий ценился на вес золота. Так, на международном съезде химиков Д.И.Менделееву в знак его научных заслуг был вручен ценный подарок – большая алюминиевая кружка. В природе алюминий встречается только в виде соединений и по распространенности в земной коре занимает первое место среди металлов и третье – среди всех элементов. Общее содержание в земной коре составляет около 9%. Важнейшие из них указаны на схеме №1, таблица №1 Работа по карте: Показать важнейшие месторождения соединений алюминия
Важнейшие природные соединения алюминия ( работа с коллекцией «Алюминий») Каолин (AI2O3 * 2SiO2 *2H2O) – важнейшая составная часть глины. Корунд (AI2O3) и его разновидность наждак. Алунит, нефелин, каолин,боксит
.
Лабораторный опыт№1 (на каждом столе коллекция «Алюминий и его соединения») Заполните таблицу №1
Название соединения Формула Внешний вид Применение
Перед вами предметы: карандаш, пластилин, наждак, бенгальские огни, чайная чашка. Как вы думаете, что их может объединять между собой? Пластилин – это глина, приготовленная на особом жире, который предохраняет от высыхания и лучше склеивает отдельные частички глины. Глины бывают разных цветов: от черных до белых, желтые, красные, густо-синие. Цветной пластилин изготавливают из таких цветных глин. Глина входит и в состав грифеля карандаша. Чистый графит очень непрочен и мягок, а глина придает ему прочность. Чем больше глины в графите, тем тверже карандаш. Чайная чашка – это глиняная посуда, а основная часть глины – оксид алюминия. В 18 веке в Москве жил купец Афанасий Кириллович Гребенщиков. Он первым оценил свойства белой глины, найденной в Гжельском уезде, и построил завод по производству фаянсовой посуды, расписанной особым узором. Демонстрация «Гжельской посуды» (Открывается музыкальная шкатулка, а в ней разноцветные елочные гирлянды, создающие иллюзию сияния драгоценных огней). Ребята, как вы думаете, какое отношение может иметь алюминий к этим камням? Рубины, сапфиры – минералы, основу которых составляет оксид алюминия. Наличие небольших количеств соединений других металлов придает различный цвет этим минералам. Драгоценные камни образуются в глубинах земли при высоких давлениях и температурах.
1 вариант. 1. Этому русскому ученому подарили кружку из драгоценного металла – алюминия. (В 1889 году алюминий был в 9 раз дороже серебра). Кому торжественно вручили кружку? Т) А.М.Бутлерову Б) А.П.Бородину В) Д.И.Менделееву 2. Что защищает алюминий от коррозии? Е) защитная оксидная пленка Н) высокая теплопроводность В) низкая химическая активность 3. Название «крылатый металл» алюминий получил за его применение в: А) кораблестроении Щ) авиации У) строительстве 4.Алюминий был открыт знаменитым ученым: А) М.Фарадеем, 1830г. Е) Х.Эрстедом, 1825г. Р) Г.Дэви, 1807г. 5. Широко применяется алюминий для упаковки: Ц) хлеба Н) колбас С) шоколада 6. Один из сплавов алюминия в России получил название: Д) дюралюминий Б) силумин Т) кольчугалюминий 7. Широкое применение алюминия в электротехнике обусловлено: П) высокой прочностью Л) малой плотностью В) хорошей электропроводностью 8. Основными рудами алюминия в природе являются: М) гематиты Х) шеелиты О) бокситы 2 вариант 1. Основными рудами алюминия в природе являются: С) гематиты Б) шеелиты А) бокситы 2. Этому русскому ученому подарили кружку из драгоценного металла – алюминия. (В 1889 году алюминий был в 9 раз дороже серебра). Кому торжественно вручили кружку? О) А.М.Бутлерову Р) А.П.Бородину Л) Д.И.Менделееву 3. Название «крылатый металл» алюминий получил за его применение в: В) кораблестроении Ю) авиации К) строительстве 4. Широко применяется алюминий для упаковки: Г) хлеба Б) колбас М) шоколада 5. Что защищает алюминий от коррозии? И) защитная оксидная пленка С) высокая теплопроводность В) низкая химическая активность 6. Один из сплавов алюминия в России получил название: Ф) дюралюминий Б) силумин Н) кольчугалюминий 7. Широкое применение алюминия в электротехнике обусловлено: А) высокой прочностью Е) малой плотностью И) хорошей электропроводностью 8.Алюминий был открыт знаменитым ученым: Б) М.Фарадеем, 1830г. Й) Х.Эрстедом, 1825г. В) Г.Дэви, 1807г.
Станция 3. «Химические свойства простого вещества» Во время длительной стоянки на этой станции вы пройдете два этапа. На первом этапе вы будете исследовать взаимодействие алюминия с простыми веществами, на втором – со сложными. Время стоянки 7 минут. Работая в группах по 2 человека, составьте уравнения химических реакций алюминия. Сделайте выводы. Заполните таблицу по результатам исследования. . Взаимодействие алюминия с простыми веществами / со сложными веществами / / / Вывод:
Задание №1. Составьте три уравнения реакций алюминия с простыми веществами: кислородом, серой и хлором. Закончив работу, напишите уравнения реакций на бумаге и поднимите его вверх.(трое пишут уравнения на доске) (Горение алюминия демонстрирует учитель, сжигая обычные бенгальские огни). В химической литературе вы прочитаете о том, что алюминий реагирует с кислородом при обычных условиях. Не противоречит ли это вашему жизненному опыту? Ведь в алюминиевой посуде мы готовим пищу, кипятим воду, и никаких видимых изменений с посудой не происходит. Объясните, почему? (Поверхность металла покрыта тонкой, но очень прочной оксидной пленкой. Эта пленка препятствует взаимодействию алюминия с водой. Если удалить защитную пленку химическим способом, то алюминий проявляет себя как весьма активный металл).
Лабораторный опыт№2 Исследуйте взаимодействия алюминия со сложными веществами: соляной кислотой и раствором гидрооксида натрия. Не забывайте о правилах безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ Взаимодействия алюминия со сложными веществами Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При нагревании прогревайте сначала всю пробирку. Направляйте ее отверстие в сторону от себя и соседа. 1 вариант. Опыт 1. Взаимодействие алюминия с раствором кислоты. В пробирку поместите 2 кусочка алюминия и добавьте туда 1 мл соляной кислоты. Если реакция не происходит, содержимое пробирки слегка нагрейте. Составьте уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое. Для справки. С концентрированной азотной кислотой алюминий не реагирует, пассивирует, поэтому ее перевозят в алюминиевых цистернах и баках. 2 вариант. Опыт 2. Взаимодействие алюминия с раствором щелочи. В пробирку поместите 2 кусочка алюминия. Добавьте 1мл раствора гидрооксида натрия. Если реакция не идет, содержимое пробирки слегка нагрейте. Составьте уравнения химической реакции, объясните наблюдаемое. Советы мудрого попутчика Если вы затрудняетесь в написании уравнения реакции алюминия с раствором гидрооксида натрия, обратитесь к учебнику химии страница 198 первая колонка. Станция 4. «Выбери задание» : В течении 3 мин. Вам необходимо выполнить одно из трех заданий своего варианта. Выбирайте только те задания, с которым вы справитесь. ( задания на «3») О ( задания на «4») * ( задания на «5»)
Закончите уравнения реакции. AI + HCI = … ( 1 вариант) AI + H2SO4 = … ( 2 вариант)
О. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой: AI – AI2O3 – AI(NO3 )3 ( 1 вариант) AI – AICI3 – AI(OH)3 ( 2 вариант)
* Определите неизвестное вещество и напишите уравнения реакции в соответствии со схемой: AI - … - AI(OH)3 ( 1 вариант) AI - … - AICI3 ( 2 вариант) Проверка проводится сразу по готовым ответам на доске
Осуществите превращение: 1. AI – AI2O3 – AI(OH)3 – AI2 (SO)3 2. AI – AI2O3 –AI2(SO4)3 - AI(OH)3 Решите задачу: Какой объем водорода может быть получен при растворении в едком натрии 270мг сплава алюминия, содержащего 20% меди? Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного.
Вы достигли конечной станции. Станция 5 «Применение» Алюминий применяют для производства различных сплавов (коллекция). Алюминиевые сплавы незаменимы для авиации – они почти в 3 раза легче стали и меди и вместе с тем тверды, жаростойки и прочны. Оксид алюминия используют для получения алюминия, а также как огнеупорный материал. Его кристаллы незаменимы для лазеров. Прозрачные окрашенные кристаллы природного оксида алюминия (корунда) – драгоценные камни (сапфиры, рубины). Гидрооксид алюминия – основной компонент всем известных лекарств малаокса, альмагеля, которые понижают кислотность желудочного сока. III. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Вернемся к теме сегодняшнего урока. Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли? В тринадцатой квартире Живу, известный в мире, Как проводник прекрасный. Пластичен, серебрист. Еще по части сплавов Завоевал я славу, И в этом деле я специалист. Вот мчусь я, словно ветер, В космической ракете. Спускаюсь в бездну моря, Там знают все меня. По внешности я видный, Хоть пленкою оксидной Покрыт, она мне – прочная броня. Я мягкий, легкий, ковкий, Сверкаю в упаковке. Обернуты конфеты блестящею фольгой, Для плиток шоколада Меня немало надо, А раньше был я очень дорогой.
Ваше домашнее задание: & 21.3, №6,12 всем. №15 по желанию.
Маршрутная карта
Дата:_________ Тема: _______________________________________ Цели: изучить положение алюминия в Периодической системе, строение атома элемента, физические и химические свойства простого вещества.
Станция 1. «Визитка химического элемента»
Время стоянки 3 мин. Работая в паре, определите место положения элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетрадях.
Порядковый номер:________ Период:___________________ Группа:___________________ Подгруппа:________________ Электронная формула атома:____________________
Станция 2. «Физические свойства простого вещества».
Время стоянки 5 минут. Сейчас вам предстоит работать в парах. Возьмите алюминиевую проволоку в руки, рассмотрите ее, попробуйте изменить ее форму. На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства алюминия и запишите их. Запишите в тетради, используя знания по физике, физические свойства вещества. В случае затруднения поставьте карандашом знак вопроса напротив соответствующего свойства
(При затруднении данные найдите в учебнике на странице 196). Цвет: Запах: Металлический блеск: Твердость: (твердый, мягкий) Плавкость: (легкоплавкий, тугоплавкий) Пластичность: Теплопроводность: (высокая, низкая) Электропроводность: Температура плавления:
Лабораторный опыт№1 (на каждом столе коллекция «Алюминий и его соединения») Заполните таблицу №1
Название соединения Формула Внешний вид Применение
Станция 3. «Химические свойства простого вещества»
Во время длительной стоянки на этой станции вы пройдете два этапа. На первом этапе вы будете исследовать взаимодействие алюминия с простыми веществами, на втором – со сложными. Время стоянки 7 минут. Работая в группах по 2 человека, составьте уравнения химических реакций алюминия. Сделайте выводы. Заполните таблицу по результатам исследования. . Взаимодействие алюминия с простыми веществами / со сложными веществами / / / Вывод:
Задание №1. Составьте три уравнения реакций алюминия с простыми веществами: кислородом, серой и хлором. Закончив работу, напишите уравнения реакций на бумаге и поднимите его вверх Лабораторный опыт№2 Исследуйте взаимодействия алюминия со сложными веществами: соляной кислотой и раствором гидрооксида натрия. Не забывайте о правилах безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ Взаимодействия алюминия со сложными веществами Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При нагревании прогревайте сначала всю пробирку. Направляйте ее отверстие в сторону от себя и соседа. 1 вариант. Опыт 1. Взаимодействие алюминия с раствором кислоты. В пробирку поместите 2 кусочка алюминия и добавьте туда 1 мл соляной кислоты. Если реакция не происходит, содержимое пробирки слегка нагрейте. Составьте уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое. Для справки. С концентрированной азотной кислотой алюминий не реагирует, пассивирует, поэтому ее перевозят в алюминиевых цистернах и баках. 2 вариант. Опыт 2. Взаимодействие алюминия с раствором щелочи. В пробирку поместите 2 кусочка алюминия. Добавьте 1мл раствора гидрооксида натрия. Если реакция не идет, содержимое пробирки слегка нагрейте. Составьте уравнения химической реакции, объясните наблюдаемое. Советы мудрого попутчика Если вы затрудняетесь в написании уравнения реакции алюминия с раствором гидрооксида натрия, обратитесь к учебнику химии страница 198 первая колонка.
Станция 4. «Выбери задание» : В течении 3 мин. Вам необходимо выполнить одно из трех заданий своего варианта. Выбирайте только те задания, с которым вы справитесь. ( задания на «3») О ( задания на «4») * ( задания на «5»)
Закончите уравнения реакции. AI + HCI = … ( 1 вариант) AI + H2SO4 = … ( 2 вариант)
О. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой: AI – AI2O3 – AI(NO3 )3 ( 1 вариант) AI – AICI3 – AI(OH)3 ( 2 вариант * Определите неизвестное вещество и напишите уравнения реакции в соответствии со схемой: AI - … - AI(OH)3 ( 1 вариант) AI - … - AICI3 ( 2 вариант) Проверка проводится сразу по готовым ответам на доске
Тест 1 вариант. 1. Этому русскому ученому подарили кружку из драгоценного металла – алюминия. (В 1889 году алюминий был в 9 раз дороже серебра). Кому торжественно вручили кружку? Т) А.М.Бутлерову Б) А.П.Бородину В) Д.И.Менделееву 2. Что защищает алюминий от коррозии? Е) защитная оксидная пленка Н) высокая теплопроводность В) низкая химическая активность 3. Название «крылатый металл» алюминий получил за его применение в: А) кораблестроении Щ) авиации У) строительстве 4.Алюминий был открыт знаменитым ученым: А) М.Фарадеем, 1830г. Е) Х.Эрстедом, 1825г. Р) Г.Дэви, 1807г. 5. Широко применяется алюминий для упаковки: Ц) хлеба Н) колбас С) шоколада 6. Один из сплавов алюминия в России получил название: Д) дюралюминий Б) силумин Т) кольчугалюминий 7. Широкое применение алюминия в электротехнике обусловлено: П) высокой прочностью Л) малой плотностью В) хорошей электропроводностью
8. Основными рудами алюминия в природе являются: М) гематиты Х) шеелиты О) бокситы
2 вариант 1. Основными рудами алюминия в природе являются: С) гематиты Б) шеелиты А) бокситы
2. Этому русскому ученому подарили кружку из драгоценного металла – алюминия. (В 1889 году алюминий был в 9 раз дороже серебра). Кому торжественно вручили кружку? О) А.М.Бутлерову Р) А.П.Бородину Л) Д.И.Менделееву
3. Название «крылатый металл» алюминий получил за его применение в: В) кораблестроении Ю) авиации К) строительстве
4. Широко применяется алюминий для упаковки: Г) хлеба Б) колбас М) шоколада 5. Что защищает алюминий от коррозии? И) защитная оксидная пленка С) высокая теплопроводность В) низкая химическая активность 6. Один из сплавов алюминия в России получил название: Ф) дюралюминий Б) силумин Н) кольчугалюминий 7. Широкое применение алюминия в электротехнике обусловлено: А) высокой прочностью Е) малой плотностью И) хорошей электропроводностью
8.Алюминий был открыт знаменитым ученым: Б) М.Фарадеем, 1830г. Й) Х.Эрстедом, 1825г. В) Г.Дэви, 1807г.
1s2 2s2 2p6 3s1 1s2 2s2 2p6 3s2 3p5 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d 4s1 1s2 2s1
Станция 4. «Выбери задание» : В течении 3 мин. Вам необходимо выполнить одно из трех заданий своего варианта. Выбирайте только те задания, с которым вы справитесь. ( задания на «3») О ( задания на «4») * ( задания на «5»)
Закончите уравнения реакции. AI + HCI = … ( 1 вариант) AI + H2SO4 = … ( 2 вариант)
О. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой: AI – AI2O3 – AI(NO3 )3 ( 1 вариант) AI – AICI3 – AI(OH)3 ( 2 вариант)
* Определите неизвестное вещество и напишите уравнения реакции в соответствии со схемой: AI - … - AI(OH)3 ( 1 вариант)
AI - … - AICI3 ( 2 вариант) Проверка проводится сразу по готовым ответам на доске
Закончите уравнения реакции. 2AI + 6HCI = 2AICI3 + H2 ( 1 вариант) 2AI + 3H2SO4 = AI2 (SO4 )3 +3 H2 ( 2 вариант)
О. Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой: AI – AI2O3 – AI(NO3 )3 ( 1 вариант)
4AI + 3O2 = 2AI2O3 AI2O3 + HNO3 = AI(NO3 )3
AI – AICI3 – AI(OH)3 ( 2 вариант)
2AI + 6HCI = 2AICI3 + H2 AICI3 + 3NaOH = AI(OH)3 + 3NaCI
* Определите неизвестное вещество и напишите уравнения реакции в соответствии со схемой: AI - … - AI(OH)3 ( 1 вариант) AI – AICI3 – AI(OH)3 2AI + 6HCI = 2AICI3 + H2 AICI3 + 3NaOH = AI(OH)3 + 3NaCI
AI - … - AICI3 ( 2 вариант) 4AI + 3O2 = 2AI2O3 AI2O3 +6 HCI = 2AICI3 +3 H2O
Проверка проводится сразу по готовым ответам на доске
Осуществите превращение: 1. AI – AI2O3 – AI(OH)3 – AI2 (SO)3 2. AI – AI2O3 –AI2(SO4)3 - AI(OH)3 Девиз урока: «Древо науки всеми корнями связано с исследованием»
Тема урока «Алюминий – химический элемент и простое вещество»
Урок был проведен в 9 классе. В классе 13 учащихся – 6 мальчиков и 7 девочек. Класс по своим способностям средний. 2уч. имеют по химии оценку «5», 5уч. оценку «4», 6 уч.- «3». Преподавание химии в этом классе ведется по программе Л.С.Гузей На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами:!!!!!!!! Анализируемый урок входит в систему уроков по теме:!!!!!!!!! При проведении урока я ставила перед собой следующие цели.
Обучающая: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, решать задачи, составлять уравнения химических реакций). Развивающая: развитие логического мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке. Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, чувства взаимопонимания; содействовать привитию интереса к химии; развивать коммуникативные качества личности. Тип урока: изучение новой темы Форма проведения: урок-исследование. Урок начинается с организационного этапа, цель которого воспитание культуры учебного труда, прошел быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован. В организационный этап была включена игра на внимательность, что позволило акцентировать внимание учащихся на восприятие новой темы. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока. . Этап усвоения новых знаний я начала с сообщения темы, цели урока. Поскольку учащиеся уже знают важнейшие теоретические законы химии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые они привлекают ранее изученные знания и в тоже время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Логично, на мой взгляд, сначала рассмотреть строение атома, а затем перейти к изучению физических и химических свойств алюминия. Никак нельзя было обойтись на уроке без лабораторных опыта и практической работы,поскольку они способствуют выработки умений и навыков проведения химического эксперимента. Практическая работа была проведена по вариантам, что способствовало одновременному проведению сразу двух работ. Работа по вариантам дала возможность детям увидеть сразу два опыта, сравнить результат и сделать выводы. Во время проведения практической работы использовалось музыкальное сопровождение. Используя на уроке музыку, я сделала вывод, что у учащихся создается положительная мотивация учения и в этом случае все задания выполняются с удовольствием. Музыка способствует, по мнению ученых, развитию личности ребенка, сохраняет оптимальную работоспособность в процессе урока, уменьшает утомление и снимает нервное напряжение, связанное с необходимостью усвоения большого по объему материала. Реализация принципа систематичности способствует осуществлению межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с физикой особенно тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий о физических свойствах вещества. Связь с математикой прослеживается при расстановке коэффициентов и решении расчетных задач. Связь с географией мы увидели при работе с картой, на которой учащиеся находили важнейшие месторождения алюминиевых руд. Для проверки знаний использовалось несколько видов деятельности. Это и тесты, при правильном ответе на них, ребенок мог сам определить правильность выполненной работы, так как при правильном ответе можно было прочитать ключевое слово. Использовались карточки с разноуровневыми заданиями. Учащиеся выбирают сами себе задание и как правило, верно оценивают свои знания. Взаимопроверка?????? При проверки знания стараюсь добиться устранения пробелов в понимании учащихся нового материала, выясняю уровень осознанности нового материала у большинства слабых и средних учеников. Нельзя загружать только память ученика, необходимо давать пищу уму и воображению. Ни один факт, ни один довод не должен оставаться в голове праздным словом, все должно будить мысль, воображение, эмоции. Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания. К.Д.Ушинский сравнивал учителя, не заботящегося о закреплении знаний, с возницей, которой во всю погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что все рассыпал по дороге, и его поездка была, по меньшей мере, бесполезной. На уроке стараюсь добиваться от учеников полных и грамотных ответов, слежу за тем, чтобы осуществлялась теория с практикой. На уроках стремлюсь расположить к себе детей, поэтому стараюсь говорить спокойным тоном. Настраиваю детей на доброе отношение друг к другу и взаимовыручку, учу вырабатывать культуру труда. У каждого на парте есть все, что необходимо для урока, в результате при смене одного вида деятельности другим не теряется время. Записи в тетрадях и на доске приучаю вести аккуратно. Данный урок прошел в непринужденной обстановке. Цели урока достигнуты. Дети работали активно. Своевременно подведен итог урока, оценки объявлены и прокомментированы. |