- С чего начинается
день? С физзарядки.
А мы начнем с «Исторической зарядки», «Интеллектуальной
разминки» - вспомним то, что знаем по предыдущей теме. (слайды 2 - 7).
- Назовите новые черты в развитии сельского хозяйства (Отмечают на слайде).
- Какова была специализация
районов России? (пишут в графах таблицы, потом открываются верные
ответы)
- Какие изменения
произошли в XVII веке в
ремесленном производстве? (работа с матрицей; дополнительные ??: что такое
мануфактура? Какие мануфактуры вы знаете? (Предприятия с разделением труда, где
каждый работник выполнял определенные операции; централизованные и рассеянные;
казенные, купеческие))
- Каковы были
особенности торговли в XVII веке?
(слайд № 5,называют ярмарки – Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская;
центры продажи хлеба – Вологда, Вятка,
Воронеж, Орел, Н.Н.; соли, пушнины)
- А что было главной
особенностью российской торговли? (формирование всероссийского рынка – усиление
хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны).1653
и 1667 гг. – Таможенный и Новоторговый уставы.
- Слайд №6 – вопросы на догадку, на развитие кругозора,
внимания.
- Подведем итог нашей зарядки:
Какие же новые явления зарождались в экономике России? (ученики называют, потом
открывается слайд №7,если сравнить с развитием стран Запада, то такие же
явления - капиталистические).
Вторая
часть.
- На Западе в XVII веке развивается капитализм, идет модернизация.
Что же происходит с обществом во время развития капитализма?(Оно меняется,
появляются новые слои, классы, общество становится однороднее).
В России тоже наступают новые времена в экономике, мы это
установили. Рассмотрим вопрос о влиянии экономических условий на социальную
структуру общества, и как сильно было
это влияние в России. Вспомним тему урока.
- Что такое сословие? ( после ответов - слайд №
8)
- Для какого периода характерно деление
общества на сословия? (для феодального)
- Сколько сословий было в западных странах?
(три). А в России? Посмотрите на вывод к параграфу. (Нижняя часть слайда №8)
Посмотрите на материал параграфа – сколько сословий здесь перечислено?
- Какое противоречие мы наблюдаем? ( Автор
делает два разных утверждения; вывод и материал параграфа не соответствуют).
Какой вопрос возникает? (Что на самом деле происходит с сословной структурой
России в XVIIвеке,
во время модернизации?) Ваши версии?
Примерно:
Сословия исчезают; превращаются в другие слои населения-классы; меняются;
сохраняются; увеличиваются.
(Записать на доске)
- Но есть и еще один вопрос, позвольте, я вам
его подскажу: сколько бы ни было сословий в России, по свидетельству некоторых
иностранцев…(нижняя часть слайда №8) Ваши версии?
Примерно:
Порядки ближе к европейским; к азиатским; свои, российские порядки.(запись на доске).
Проверяем версии. (слайд №9) По таблице и просмотрев
учебник, вы можете сразу подтвердить или опровергнуть свои версии. Есть ли
классы? Упрощается ли структура общества?
- Сравниваем таблицу
«Три сословия во Франции» и текст учебника. Что общего? Каковы отличия? (Есть
первое сословие; первое сословие на западе – духовенство, второе – дворянство,
третье; в России нет второго и третьего сословия;1 и 2 сословия –
привилегированные, не платят налогов).
- Что меняется в положении первого сословия,
феодалов?(Чтение стр.42,абз.1.)
Сценка
1: «Система продвижения дворян
в армии, при дворе, в управлении»
- В Москве на улице XVII века встретились два человека.
1-й дворянин:
Здравствуй, Василий!
2-й дворянин:
Здравствуй, Алексей! Давно мы с тобой не виделись!
1-й: Не мудрено!
Меня еще год назад послали на нижнюю Волгу места искать для новых городов,
засечные черты ладить, да от басурман отбиваться! Только недавно вызвали к
Москве.
2-й: Ну и как там,
на низовьях?
1-й: Нам,
незнатным, трудно. Служба день и ночь, без отдыха. Кочевники беспокоят, на
деревеньки наши налетают, жгут. Того и гляди, стрелу словишь. Чином я всё ещё в
сотниках хожу. А в награду дали мне 30 десятин земли с крестьянами. Через
неделю снова на службу отправляюсь, теперь на Дон, беглых искать. Одна радость,
податей мы не платим, тягла не несем! А
ты как?
2-й: А я уже давно
при дворе служу, кравчим, самому царю блюда подаю на больших пирах. Ты ведь
знаешь, мы, Спешневы, старомосковские дворяне. Предки мои Романовым служить
начали еще при Иване Васильевиче Грозном! Дед мой при дворе служил, отец был
стольником, а я – кравчим! Нас царь батюшка милостями не обижает: блюда со
своего стола посылает, шубу со своего плеча пожаловал, земли с людишками тоже.
У нас этих десятин – не счесть!
- Как вы поняли,
представители какого сословия встретились в Москве? От чего зависело
продвижение по службе и пожалования?(от знатности происхождения, от близости
ко двору)Работа с
документом А.- Как называлась такая система продвижения по
службе?(местничество).
- В каком положении
передавали землю дворянам? (вместе с крестьянами).
Продолжаем слушать.
1-й: Наградили меня
за службу 30-ю десятинами земли, да толку мало. Должен я с этой земли
вооружиться, доспех справить, коня прикупить, да ещё 10 своих людей вооружить!
Беру с крестьян оброк деньгами, а они бегут от тягла! Да как бегут далеко,
десяти лет не хватит, чтобы разыскать их, да вернуть! Слыхал я , что увеличили
срок розыска крестьян до 15 лет?
2-й: И не только! В
этом году Земский Собор принял новое Уложение, там о владельческих крестьянах
все верно и понятно сказано.Теперь подати в казну легче будет с них собирать,
потому как сидеть они будут на месте, никуда не денутся!
- Почему бежали
крестьяне? О каком документе шла речь? Когда он был принят? (найти в учебнике
стр.43 и записать) Почему дворянин уверен, что крестьяне будут сидеть на
месте?(ответы)
(Слайд № 11, стр.43) – Сделайте выводы по материалам
диалогов и по диаграмме, подтверждающие или опровергающие ваши версии. (Преобладают
дворянские владения, позиции бояр ослабели)
- Здесь уместно привести дату 1682 год. С чем
связана эта дата? (Работа с документом Б) Найдите, покажите кравчего,
стольников. Что значит «сидеть ниже», если стол и лавки горизонтальны? О каком
явлении говорится в документе Б?(записывают дату, потом событие, показывают
кравчего, стольников, «сидеть ниже» - сидеть дальше от царя, отмена
местничества).
_____________________________________________________________
Дополнительный материал: Правее
на рисунке располагается стол, за которым сидят мужчины в черных головных
уборах. Как вы объясните такое нарушение этикета? Какая ошибка допущена в
рисунке стр.42 при сравнении с документом Б? (Представители церковных властей
не снимали головных уборов ни в церкви, ни в присутствии царя. Ни при разговоре
с ним; рисунок перевернут, духовенство должно сидеть по правую руку от царя).
- Сделайте вывод об изменениях в положении
первого сословия. (Феодалы не оставались однородным сословием, первое сословие
менялось, родовитые бояре уступали место менее родовитым дворянам).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
.(дорисуй
личико – краткая разминка для глаз, бровей, губ).
-(слайд № 13) Как вы думаете, почему в учебнике на 2 место
поставлено сословие крестьян, а не духовенство? Входят ли крестьяне в 1-е
сословие? А в 3-е? Куда мы их отнесем? (после введения крепостного права феодалы получали право на зависимых крестьян навечно.
Они тесно связаны вместе. Нет, крестьяне непривилегированные, работающие;
3-го сословия нет, собственное. Крестьянское сословие).
По таблице выделяем
категории крестьян, даем определения.
- Что меняется в
положении крестьян? (стр. 43, 3 абз.) В какую категорию вошли холопы? В чем
проявилось ухудшение положения крестьян?(отмечают маркером на доске 1,3,4,6
пп.)
(Слайд № 14) Назовите налоги с крестьян; Какая подать
более тяжелая, почему?(стр.44, 2 абз.; записывают подати; землю можно не пахать
– и не платить налог, а двор – вещь постоянная; делают вывод об ухудшении
положения крестьян)
Дополнительный материал: Как
определялось богатство земледельца и землевладельца? – по количеству земли.
Какие категории населения появлялись из богатых крестьян? – предприниматели,
купцы, торговцы. Вспомните фамилии, упоминавшиеся дважды в предыдущем
параграфе. – Никитниковы, Светешниковы, Шорины, Строгановы.
(Слайд № 15)- Из каких частей состояли новые
города?(расставляют номера на слайде, стр.44-45, абз. 4-1, вычеркивают или
отмечаюттех, кто обладал привилегиями, не платил налоги). Кто обладал
привилегиями? Это – жители «белых слобод». – Что такое «белая слобода»? –
Что меняется в положении жителей городов? (Они делятся на две категории –
жители белых и черных слобод).
(Слайд № 16) -
Что меняется в положении духовенства? А к какому сословию мы его отнесем?
(работа с учебником стр. 45-46, абз.2-3. Обрело самостоятельность. Сохранило
сплоченность; сословие феодалов).
- Главный вопрос: Что происходит с сословной
структурой России в XVII веке,
во время модернизации? Какие ваши версии подтвердились, какие нет?
(Структура меняется, сословия сохраняются, делятся,
появляются новые: казачество, владельческие и черносошные крестьяне, жители
белых слобод. При развитии капитализма структура обычно упрощается, а в России XVIIв. Почти не меняется, даже усложняется).
(Слайд № 17)
Дайте также ответ на другой вопрос:
Российские порядки ближе к европейским или азиатским?(ученики отвечают).
(При наличии времени; если времени нет, дать как домашнее
задание).
Сценка
2. «Приход в казачество»
- Здравствуйте, люди добрые!(Кланяется, сняв
шапку) Наконец-то я к вам дошел! Из-под самого Владимира пробирался, четыре
недели хоронился по оврагам, да по лесам, от стражи прятался.
Убежал я от своего
хозяина Алексея. Замучил барщиной – 5 дней в неделю на его земле надо работать,
да еще оброк деньгами платить, да государево тягло исполнять. Жену мою продал,
она кружевница знатная, детей во двор себе забрал, корову увел за недоимки. Не
было никакой мочи дальше терпеть… Бросил
я свой двор, да подался к вам на Дон. Примите меня в свое братство! Мне очень
порядки ваши нравятся… (Кланяется)
(Слайд № 18)
- Кто это к нам обратился и за кого он нас
принял? Какие порядки нравились у казаков беглому крестьянину? К какой
социальной категории мы можем отнести казачество? (Учащиеся отвечают.
Записывают маркером в таблицу на доске)
Третья
часть – закрепление.
(Слайд № 19) Работа с матрицей.
Раздать билеты в XVII век: кто в
какое сословие попадет?
Разобрать
картины по сословиям.
Различия в одежде.
(Показ кукол) Если не было паспортов, удостоверений личности, то как люди могли
различить принадлежность к тому или иному сословию?
Рефлексия: - Какова цельнашего занятия?
- Чему учились на уроке?
- Какая учебная проблема решалась сегодня на
уроке?
- Достигли цели или не достигли7
- Какие возникли трудности на
уроке?
Задание на рефлексию: Продиагностируйте
свои успехи.
A.
Тему
урока понял(а) очень хорошо, могу
объяснить своему товарищу.
Тему урока понял, но
требуется дополнительная консультация учителя по некоторым вопросам.
B.
Тему
урока не понял, требуется повторное объяснение учебного материала. – Поднимите руки, кто ответил В или С? (раздать
диски с записью презентации).
Четвертая
часть.
(Слайд № 20) – Сегодня я оцениваю вашу работу на
отлично, а отметки получают…
Домашнее задание - §5, ответить на проблемный вопрос,
составить таблицу «Основные сословия Российского общества XVII века».
УРОК ОКОНЧЕН !
БОЛЬШОЕ СПАСИБО !
Источник: http://depositfiles.com/files/q020ydu5f |