Учитель:Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, мы найдем, прочитав эпиграф: Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)
Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить. Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
3. И предлагаю я вам начать с самого простого – определить, существует ли переложение цвета в звуки. Для этого вспомним, сколько цветов в радуге. (работа со словарями эстетических эмоций) Под радугой пишем цвета, а напротив каждого подбираем слова эстетических эмоций и подбираем каждому цвету.
Радуга Красный - Оранжевый - Желтый - Зеленый - Голубой - Синий - Фиолетовый -
Работать будем со стихотворением Е. Новичихина «Цвета радуги»: Сколько цветов у радуги. Радуга устроена, как пирог слоенный: Красный слой, оранжевый. Желтый и зеленый, Голубой и синий, Рядом с фиолетовым… Семь цветов у радуги – Надо знать про это! Работая над «волшебной музыкальной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? (цветовой спектр составляет 7 основных цветов, музыкальная грамота построена на 7 нотах). Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте поиграем и в этом убедимся. Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет. А вот чей, вам нужно узнать. Кто это обычные люди, наши современники, или персонаж сказки? СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского Наводящие вопросы: 1. В каком характере звучит музыка? 3. Какой характер у этого незнакомца?
Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки: ТАИНСТВЕННО ЗЛО РЕЗКО ЛАСКОВО ГРОЗНО МЯГКО СТРЕМИТЕЛЬНО ВЫВОД: Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка. Записать!!! 4. И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Показать картину "Зимние утро" Перед вами зимний пейзаж художников. - Какое настроение передал в нем художник? - Какие краски он использовал? - Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?
Предлагаю послушать вам ту музыку, которая созвучна с картиной СЛУШАНИЕ: Слушание: П.Чайковский «Зимнее утро» - Созвучна ли пьеса с пейзажем? (Ответы детей) ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись. Записать!!! Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам. Проанализируем созвучие картины В. Гартмана и произведения М. Мусоргского
СЛУШАНИЕ: М.Мусоргский «Прогулка» Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
5. Вывод. Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом. Музыка может вызывать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определённые картины. Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку. Разучивание песни. |